Автомобильная безопасность - безопасный автомобиль. Основные правила поведения на дороге Нарушения правил поведения на дорогах

03.07.2020

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ

    Никогда не выбегайте на дорогу перед при-ближающимся автомобилем - водитель не мо-жет остановить машину сразу.

    Проезжую часть переходить только в установленных местах по пешеходным переходам убедившись в том, что приближающийся транспорт слева и справа пропускает вас.

    Стоящие у тротуара машины закрывают вам обзор дороги. Поэтому сначала нужно выглянуть из-за стоящей машины, оценить обстановку и убедившись в безопасности переходить

    Выйдя из автобуса или троллейбуса, не вы-бегайте из-за него на дорогу. Подождите, пока он отъедет, и только потом, убедившись в отсутствии машин, переходите дорогу.

    При выходе из трамвая пройдите на троту-ар, дойдите до ближайшего пешеходного перехо-да и перейдите проезжую часть.

    Не выбегайте на дорогу вне зоны пешеход-ного перехода, в этом месте водитель не ожидает пешеходов и не сможет мгновенно остановить автомобиль.

    Нельзя выезжать на проезжую часть, на скейтах и роликовых коньках

    Опасно играть в мяч и другие игры рядом с проезжей частью, лучше это делать во дворе или на детской площадке.

    Вот несколько известных правил поведения пешеходов, которыми, к сожалению, многие пренебрегают:

    1. переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;

      переходить улицу в соответствующих местах, давая понять водителям о своем намерении, чтобы не заставлять их резко тормозить;

      передвигаться по тротуарам;

      пользоваться подземным переходом, если он есть;

      не ходить рядом с проезжей частью;

      не скапливаться на автобусных остановках, вынуждая остальных пешеходов сходить с тротуара;

      уступать дорогу родителям с детскими колясками;

      не идти по узкому тротуару под руку или обнявшись, занимая его целиком.

      Все эти правила должны диктоваться хорошим воспитанием и чувством уважения к другим.

    ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ!

    Пешеходный переход или «зебра» считается самым безопасным участком на дороге для пешехода. Но, к сожалению, в нашей стране это абсолютно не совпадает с реальностью. Именно здесь часто случаются ДТП, наезды на пешеходов и нелепы столкновения. А все из-за того, что пешеходы и водители никак не могут достигнуть взаимопонимания. Чтобы неприятных ситуаций на этом участке доге было меньше, и пешеходы и водители должны следовать следующим правилам.

    Пешеход должен:

      Осознать, что «зебра» не гарантирует полной безопасности. Конечно, можно считая наоборот, перебегать дорогу. Вы, конечно, будете правы, но рискуете стать покалеченными или еще того хуже. Согласитесь, быть правым инвалидом, это не лучший вариант?

      Подходя к дороге, смотреть на приближающийся автомобиль, показывая своё намерение выйти на «зебру».

      Только убедившись в том, что водитель вас увидел и начал тормозить, и он от вас на достаточном расстоянии, пешеход можете начинать переходить дорогу.

      Быть внимательным: то, что водитель начал останавливаться, не гарантирует, что он на вас не наедет. Дорога может быть скользкой, резина на колёсах «лысой», тормоза плохими. Лучше дождаться, пока автомобиль не остановится полностью.

      Всегда предполагать, что по второй полосе вполне может ехать обгоняющая машина, а ее водитель может вас не видеть.

      По переходу идти обычным шагом. Не стоит перебегать, но и «ползти» не надо.

      В некоторых ситуациях не лишним будет кивнуть головой пропустившему водителю в знак благодарности.

    В Правилах дорожного дви-жения сказано: «Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производя-щее на ней работу. К пешеходам приравниваются ли-ца, передвигающиеся в инвалидных колясках без дви-гателей, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную ко-ляску».

    Значит, пешеходами являются все люди, идущие по дороге пешком, и даже если они везут рядом с собой велосипед, мопед или мотоцикл, они тоже пе-шеходы.

    В Правилах дорожного движения определены об-щие обязанности пешеходов. Рассмотрим основные из них.

      Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обо-чинам. (При отсутствии тротуаров, пешеходных доро-жек или обочин, а также в случае невозможности дви-гаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти друг за другом по краю проезжей части.)

      По загородной дороге пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Пешеходы, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, а также ведущие рядом с собой велосипед, мопед или мотоцикл, должны следовать по ходу движения транспортных средств.

      Проезжую часть дороги пешеходы могут пересекать по пешеходным переходам, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

      При отсутствии пешеходного перехода или перекрестка пешеходу разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участке без разделительной полосы и ограждений. При этом дорога должна хорошо просматриваться в обе стороны.

      Когда на дороге стоит регулировщик, пешеходы должны руководствоваться его сигналами. Движение пешеходов может регулироваться также пешеходным светофором. При отсутствии регулировщика и пешеходного светофора необходимо руководствоваться сигналами транспортного светофора.

      На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть дороги только после того, как они оценят расстояние до приближающихся транспортных средств и убедятся, что переход будет безопасен.

      При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы должны быть особенно внимательны. Пешеход не должен выходить на проезжую часть из-за какого-нибудь препятствия (стоящий у тротуара автомобиль и др.), мешающего обзору проезжей части, пока он не убедится в отсутствии приближающихся транспортных средств.

      Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения.

      Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, или на «островке безопасности». Продолжать переход будет можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и если сигнал светофора (регулировщика) переход разрешает.

      При приближении автомобиля с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналам пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на проезжей части - незамедлительно освободить ее (отступить назад или быстро перейти на нужную сторону), уступив дорогу такому автомобилю.

      Рассмотрим общие меры безопасности, которые необходимо соблюдать при движении пешехода по дорогам.

      При выходе из подъезда дома обратите внимание, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед.

      Если у дома стоит автомобиль или растут деревья, закрывающие обзор, прежде чем выйти на проезжую часть, осмотритесь - нет ли за препятствием движущегося транспортного средства.

      При движении по тротуару всегда придерживайтесь правой стороны, чтобы не мешать встречному движению пешеходов и не создавать помехи для движения.

      Проходя по тротуару мимо ворот или выезда из гаража, необходимо обратить внимание, не выезжает ли машина.

      Готовясь перейти дорогу, необходимо осмотреть проезжую часть. Повторим, что проезжую часть дороги пешеходы переходят по пешеходным переходам или на перекрестках.

    Перекресток - это место, на котором пересекаются две или более дорог. Если дороги сходятся с трех сторон, то перекресток называется трехсторонним. Если дороги сходятся с четырех сторон, то перекресток называется четырехсторонним. Есть перекрестки, где сходится больше четырех дорог. Такие перекрестки образуют площадь.

    Вы узнали, что:

      Пешеходами являются все люди, идущие по дороге пешком, даже если они везут рядом с собой велосипед, мопед или мотоцикл.

      Об-щие обязанности пешеходов определены в Правилах дорожного движения.

      Пешеходы должны двигаться при отсутствии тротуара по обо-чинам.

      Пешеходы, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, а также ведущие рядом с собой велосипед, мопед или мотоцикл, должны следовать по ходу движения транспортных средств.

      Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам.

      При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

      Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

      На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ

    Никогда не выбегайте на дорогу перед при­ближающимся автомобилем - водитель не мо­жет остановить машину сразу.

    Проезжую часть переходить только в установленных местах по пешеходным переходам убедившись в том, что приближающийся транспорт слева и справа пропускает вас.

    Стоящие у тротуара машины закрывают вам обзор дороги. Поэтому сначала нужно выглянуть из-за стоящей машины, оценить обстановку и убедившись в безопасности переходить

    Выйдя из автобуса или троллейбуса, не вы­бегайте из-за него на дорогу. Подождите, пока он отъедет, и только потом, убедившись в отсутствии машин, переходите дорогу.

    При выходе из трамвая пройдите на троту­ар, дойдите до ближайшего пешеходного перехо­да и перейдите проезжую часть.

    Не выбегайте на дорогу вне зоны пешеход­ного перехода, в этом месте водитель не ожидает пешеходов и не сможет мгновенно остановить автомобиль.

    Нельзя выезжать на проезжую часть, на скейтах и роликовых коньках

    Опасно играть в мяч и другие игры рядом с проезжей частью, лучше это делать во дворе или на детской площадке.

ПОМНИТЕ! Только строгое соблюдение Правил дорож­ ного движения защищает всех нас, водителей и пешеходов, от опасности на дороге дорожно- транспортных происшествий. Правила дорожного движения - это Закон и его необходимо соблюдать!

Вот несколько известных правил поведения пешеходов, которыми, к сожалению, многие пренебрегают:

    переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;

    переходить улицу в соответствующих местах, давая понять водителям о своем намерении, чтобы не заставлять их резко тормозить;

    передвигаться по тротуарам;

    пользоваться подземным переходом, если он есть;

    не ходить рядом с проезжей частью;

    не скапливаться на автобусных остановках, вынуждая остальных пешеходов сходить с тротуара;

    уступать дорогу родителям с детскими колясками;

    не идти по узкому тротуару под руку или обнявшись, занимая его целиком.

    Все эти правила должны диктоваться хорошим воспитанием и чувством уважения к другим.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ!

Пешеходный переход или «зебра» считается самым безопасным участком на дороге для пешехода. Но, к сожалению, в нашей стране это абсолютно не совпадает с реальностью. Именно здесь часто случаются ДТП, наезды на пешеходов и нелепы столкновения. А все из-за того, что пешеходы и водители никак не могут достигнуть взаимопонимания. Чтобы неприятных ситуаций на этом участке доге было меньше, и пешеходы и водители должны следовать следующим правилам.

Пешеход должен:

    Осознать, что «зебра» не гарантирует полной безопасности. Конечно, можно считая наоборот, перебегать дорогу. Вы, конечно, будете правы, но рискуете стать покалеченными или еще того хуже. Согласитесь, быть правым инвалидом, это не лучший вариант?

    Подходя к дороге, смотреть на приближающийся автомобиль, показывая своё намерение выйти на «зебру».

    Только убедившись в том, что водитель вас увидел и начал тормозить, и он от вас на достаточном расстоянии, пешеход можете начинать переходить дорогу.

    Быть внимательным: то, что водитель начал останавливаться, не гарантирует, что он на вас не наедет. Дорога может быть скользкой, резина на колёсах «лысой», тормоза плохими. Лучше дождаться, пока автомобиль не остановится полностью.

    Всегда предполагать, что по второй полосе вполне может ехать обгоняющая машина, а ее водитель может вас не видеть.

    По переходу идти обычным шагом. Не стоит перебегать, но и «ползти» не надо.

    В некоторых ситуациях не лишним будет кивнуть головой пропустившему водителю в знак благодарности.

В Правилах дорожного дви­жения сказано: «Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производя­щее на ней работу. К пешеходам приравниваются ли­ца, передвигающиеся в инвалидных колясках без дви­гателей, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную ко­ляску».

Значит, пешеходами являются все люди, идущие по дороге пешком, и даже если они везут рядом с собой велосипед, мопед или мотоцикл, они тоже пе­шеходы.

В Правилах дорожного движения определены об­щие обязанности пешеходов. Рассмотрим основные из них.

    Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обо­чинам. (При отсутствии тротуаров, пешеходных доро­жек или обочин, а также в случае невозможности дви­гаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти друг за другом по краю проезжей части.)

    По загородной дороге пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Пешеходы, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, а также ведущие рядом с собой велосипед, мопед или мотоцикл, должны следовать по ходу движения транспортных средств.

    Проезжую часть дороги пешеходы могут пересекать по пешеходным переходам, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

    При отсутствии пешеходного перехода или перекрестка пешеходу разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участке без разделительной полосы и ограждений. При этом дорога должна хорошо просматриваться в обе стороны.

    Когда на дороге стоит регулировщик, пешеходы должны руководствоваться его сигналами. Движение пешеходов может регулироваться также пешеходным светофором. При отсутствии регулировщика и пешеходного светофора необходимо руководствоваться сигналами транспортного светофора.

    На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть дороги только после того, как они оценят расстояние до приближающихся транспортных средств и убедятся, что переход будет безопасен.

    При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы должны быть особенно внимательны. Пешеход не должен выходить на проезжую часть из-за какого-нибудь препятствия (стоящий у тротуара автомобиль и др.), мешающего обзору проезжей части, пока он не убедится в отсутствии приближающихся транспортных средств.

    Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения.

    Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, или на «островке безопасности». Продолжать переход будет можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и если сигнал светофора (регулировщика) переход разрешает.

    При приближении автомобиля с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналам пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на проезжей части - незамедлительно освободить ее (отступить назад или быстро перейти на нужную сторону), уступив дорогу такому автомобилю.

    Рассмотрим общие меры безопасности, которые необходимо соблюдать при движении пешехода по дорогам.

    При выходе из подъезда дома обратите внимание, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед.

    Если у дома стоит автомобиль или растут деревья, закрывающие обзор, прежде чем выйти на проезжую часть, осмотритесь - нет ли за препятствием движущегося транспортного средства.

    При движении по тротуару всегда придерживайтесь правой стороны, чтобы не мешать встречному движению пешеходов и не создавать помехи для движения.

    Проходя по тротуару мимо ворот или выезда из гаража, необходимо обратить внимание, не выезжает ли машина.

    Готовясь перейти дорогу, необходимо осмотреть проезжую часть. Повторим, что проезжую часть дороги пешеходы переходят по пешеходным переходам или на перекрестках.

Перекресток - это место, на котором пересекаются две или более дорог. Если дороги сходятся с трех сторон, то перекресток называется трехсторонним. Если дороги сходятся с четырех сторон, то перекресток называется четырехсторонним. Есть перекрестки, где сходится больше четырех дорог. Такие перекрестки образуют площадь.

Вы узнали, что:

    Пешеходами являются все люди, идущие по дороге пешком, даже если они везут рядом с собой велосипед, мопед или мотоцикл.

    Об­щие обязанности пешеходов определены в Правилах дорожного движения.

    Пешеходы должны двигаться при отсутствии тротуара по обо­чинам.

    Пешеходы, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, а также ведущие рядом с собой велосипед, мопед или мотоцикл, должны следовать по ходу движения транспортных средств.

    Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.

    При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

    Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

    На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

выбирай не самый короткий, а самый безопасный маршрут до дома, школы;

если рядом притормозила машина, немедленно отойди от нее в сторону. Что бы ни говорил водитель, нужно держаться от машины на расстоянии. Ни в коем случае в нее не садись;

на безлюдной улице, проходя мимо незнакомца или компании незнакомых людей, соблюдай безопасную дистанцию (не менее 2 метров);

если неизвестные люди пытаются с тобой познакомиться, дарят подарки, приглашают в гости, немедленно уходи. Затем расскажи об этом родителям;

если незнакомцы настойчивы - громко кричи, брыкайся, кусайся, убегай в ближайшее безопасное место;

никогда не ходи в подвалы и на чердаки домов - там очень опасно;

не заходи в лифт с незнакомыми людьми, не поднимайся в одиночку по темным опасным лестницам, ни под каким видом не заходи в чужие квартиры;

не броди по двору и улицам в одиночку, когда в вашем районе произошла серия нераскрытых преступлений;

проходя мимо домов, не приближайся близко к стенам, и не ходи под балконами - в зимнее время есть вероятность падения с крыш сосулек или комьев снега, в остальное время любых предметов, находящихся на балконах или закрепленных на доме.

Основные правила безопасного поведения на дороге:

Никогда не выбегайте на дорогу перед приближающимся автомобилем. Это опасно, потому что водитель не может остановить машину сразу.

Дорогу необходимо переходить в специально установленных местах по пешеходному переходу.

На проезжую часть выходите только после того, как убедитесь в отсутствии приближающегося транспорта и слева и справа.

Выйдя из автобуса не выбегайте на дорогу. Подождите, пока автобус отъедет, и только потом, убедившись в отсутствии машин, переходите дорогу.

Опасно выезжать на проезжую часть на скейтах и роликовых коньках.

Не выбегайте на дорогу вне зоны пешеходного перехода, в этом месте водитель не ожидает пешеходов и не сможет мгновенно остановить автомобиль.

Опасно играть в мяч и другие игры рядом с проезжей частью, лучше это делать во дворе или на детской площадке.

Умейте пользоваться светофором.

Помните! Только строгое соблюдение Правил дорожного движения защищает всех вас от опасностей на дороге.

Правила перехода дороги по нерегулируемому пешеходному переходу:

остановись у пешеходного перехода на краю тротуара, не наступая на бордюр;

посмотри налево и направо и определи: какая это дорога - с двусторонним движением или с односторонним;

пропусти все близко движущиеся транспортные средства;

начинай переход только на безопасном расстоянии от движущихся транспортных средств, определяя это расстояние, помни об остановочном пути;

пересекай проезжую часть быстрым шагом, но не бегом!

не прекращай во время перехода наблюдать за транспортными средствами слева, а на другой половине дороги - справа;

при вынужденной остановке на середине проезжей части не делай шагов ни вперед, ни назад! Следи за транспортными средствами, движущимися слева и справа;

при одностороннем движении наблюдай за транспортными средствами со стороны их движения;

иди по переходу под прямым углом к тротуару, а не наискосок.

убедись, что нет транспортных средств, движущихся в сторону пешеходного перехода задним ходом;

Правила для пешеходов:

ходи только по тротуарам, если тротуара нет - иди по обочине навстречу движению;

переходи улицу только там, где разрешено, посмотри сначала налево, потом направо;

не переходи улицу на красный свет, даже если нет машин;

не играй на дороге или рядом с ней;

не выбегай на проезжую часть;

не выходи на мостовую из-за препятствия;

автобус и троллейбус обходи сзади, а трамвай - спереди.

Электробезопасность.

Если хочешь долго жить - не приближайся без крайней необходимости к находящимся под напряжением проводам и электроустановкам.

Нельзя:

влезать на опоры высоковольтных линий;

играть под воздушными линиями электропередач;

устраивать под высоковольтными линиями походные биваки и стоянки;

разводить костры под высоковольтными линиями;

делать на провода набросы проволоки и других предметов;

запускать под высоковольтными линиями воздушного змея;

влезать на крыши домов и строений, где поблизости проходят электрические провода;

заходить в электрощитовые и другие электротехнические помещения;

крайне опасно касаться оборванных висящих или лежащих на земле проводов или даже приближаться к ним.


При нападении собаки.

Надо:

бросить в собаку какой-нибудь предмет, чтобы выиграть время;

защищаться с помощью палки или камня;

при прыжке собаки - защитить горло, прижав подбородок к груди и выставив вперед руку;

бить собаку по наиболее уязвимым местам: голове, носу, в пах, по хребту или задним лапам;

призвать на помощь окружающих.

попытаться остановить нападающую собаку громкой командой «Фу», «Сидеть», «Стоять» и др.;

Нельзя:

заигрывать с незнакомой собакой, даже если она кажется вам дружелюбной;

показывать ей свой испуг, неуверенность;

пытаться убежать;

поворачиваться к собаке спиной.

подходить к собаке, когда она ест или стережет какую-нибудь вещь;

Что делать, если собака вас укусила?

промыть рану обильным количеством воды, лучше с перекисью водорода;

окружность раны смазать йодом и наложить чистую повязку;

срочно обратиться в ближайший травмпункт.

ПАМЯТКА № 1 «Обучаем ребенка безопасному поведению на дороге»

Уважаемые родители!

В несчастных случаях с детьми всегда виноват взрослый. Обучение детей безопасному поведению на дороге во многом зависит от вас. Приучайте ребенка к неукоснительному выполнению определенных правил.

    Выходить из дома следует заблаговременно, так, чтобы оставался резерв времени. Ребенок должен привыкнуть ходить по дороге не спеша

    Увидев автобус на противоположной стороне улицы на остановке, не спешите, не бегите. Объясните ребенку, что это опасно.

    Выходя на проезжую часть улицы, прекращайте посторонние разговоры с ребенком. Он должен привыкнуть, что при переходе надо молчать и наблюдать за движением транспорта и сигналами светофора.

    Следите за тем, чтобы пересекать улицу не наискосок, а строго перпендикулярно. Ребенок должен осознать, что это делается для лучшего наблюдения за дорогой.

    Там, где есть светофор, начинайте движение только по зеленому сигналу.

    Переходите улицу с ребенком только по пешеходным переходам, а у перекрестков – по линии тротуаров.

    Во время прогулок приучайте ребенка останавливаться, приблизившись к проезжей части дороги. Остановка позволит ему переключиться и оценить ситуацию. Это главное правило для пешехода.

    Во время движения обращайте внимание детей на дорожные знаки, их название и назначение, пешеходные переходы, сигналы светофора, наличие магазинов, перекрестков, аптек, остановок маршрутного транспорта, названия улиц.

    Можно нарисовать маршрут движения в детский сад или школу и на нем показать опасные участки. Затем несколько раз можно пройти по этому маршруту и указать опасные участки как на схеме, так и на дороге.

Выход из подъезда дома

    Если у подъезда дома возможно движение транспорта, сразу обратите внимание ребенка и посмотрите вместе, нет ли его

    Если у подъезда стоит транспорт или растет дерево, закрывающее обзор, приостановитесь и выгляните, нет ли за препятствием скрытой опасности.

Движение по тротуару

· Периодически обращайте внимание ребенка на появляющиеся вдали и проезжающие транспортные средства, особенно на те из них, которые едут с большой скоростью.

· Остановитесь у стоящего транспорта и обратите внимание ребенка на то, как он закрывает обзор улицы. Можно подумать, что опасности нет, и выйти из-за транспорта, а в это время из-за него выедет другой транспорт. Такое наблюдение во время прогулок полезно проделать с различными предметами, закрывающими обзор улицы, – кустами, деревьями, заборами и т. д. В этом случае у детей вырабатывается важнейший для безопасности на улице рефлекс предвидения скрытой опасности.

Переход через проезжую часть, где нет светофора

· На перекрестке научите детей замечать транспорт, готовящийся к повороту направо (прежде всего) и налево. Как правило, транспорт, поворачивающий направо, занимает крайнее правое положение и включает указатель правого поворота, а поворачивающий налево – крайнее левое положение и включает левый указатель поворота.

Наблюдая за проезжающим через переход крупным транспортом, обращайте внимание ребенка на то, что пока он не отъехал далеко, он может скрывать другой транспорт, который едет навстречу. Поэтому лучше подождать, пока такой транспорт отъедет подальше.

Поездка на автобусе

    · Подходите к двери только при полной остановке автобуса.

    Приучите ребенка держаться за поручни. Уступать место пожилым людям.

    К выходу надо готовиться заранее. Объясните ребенку, что водитель видит пассажиров (в зеркало) и что иногда он может не заметить пассажира и пешехода.

    Выходите из автобуса, взяв ребенка на руки или впереди него. Если ребенок будет выходить первым, он может упасть или, выйдя, выбежать из-за автобуса на проезжую часть доро

    Постарайтесь не оказаться при выходе с ребенком из автобуса последним, лучше предупредить водителя словами или сигналом «Водитель, внимание!».

    Выйдя из автобуса, на другую сторону улицы переходите только по пешеходному переходу.

ПАМЯТКА № 2 «Безопасное поведение на улице»

Улица большого города не очень-то приспособлена даже для взрослого человека. Ребенок, оказавшийся здесь один, почти автоматически может считаться в состоянии экстремальной ситуации.

Дорожно-транспортные происшествия

Это самая частая причина гибели детей на улицах, а травмы ДТП - самые тяжелые. Личный опыт, на который опирается ребенок, никогда не скажет ему, что тормозной путь машины при скорости 60 км/час – 15 метров. Особенности детской психики – фиксация внимания на одном предмете (другие ребенок уже не видит) – увеличивают его незащищенность. Отпуская ребенка на улицу, надо подготовить его к взаимоотношениям с городом, но при этом следует понимать, что вся наука сойдет на нет в ту минуту, когда мама сама переведет его через дорогу на красный свет.

Незнакомые люди

С раннего детства ребенок должен знать, что люди бывают разные, и общаться надо только с теми, кого знаешь. Полиция многих стран считает обязательным для любого ребенка закон четырех «не»:

Никогда

не разговаривай с незнакомцем;

не садись к незнакомцу в машину;

не играй по дороге из школы домой;

не гуляй с наступлением темноты.

Очень важно объяснить ребенку, что незнакомец – это любой человек, которого не знает сам ребенок.

Незнакомец может назвать ребенка по имени, сказать, что пришел по просьбе его мамы, может позвать посмотреть мультфильмы или предложить конфету. Но если человек ребенку незнаком, то он должен на все предложения отвечать отказом и в случае опасности кричать: «Я его не знаю!»

Родителям необходимо внушить ребенку, что никогда и ни при каких обстоятельствах они не пришлют за ним в школу, домой или во двор незнакомого человека. Если такой человек подойдет, кем бы он ни назвался, надо немедленно бежать в людное место, звонить родителям или обратиться к милиционеру.

Время, когда ребенок начнет ходить один из школы домой, нужно максимально оттягивать. А когда это будет уже неизбежно, научите его соблюдать простые меры предосторожности: ходить только в группе детей или вдвоем, по дороге нигде не останавливаться, ходить всегда одним и тем же маршрутом, а придя домой, тут же позвонить маме или папе на работу.

Необходимо приучить детей, чтобы:

уходя из дома, они всегда сообщали, куда идут и как с ними связаться в случае необходимости;

избегали случайных знакомств, приглашений в незнакомые компании;

перед уходом из гостей, театра и т.п. шли домой, предупреждая родителей об этом;

не входили в подъезд и лифт с незнакомыми людьми.

Реагируйте на любой шум в подъезде, на крыльце, у дома, если вы ждете возвращения сына, дочери.

Если вы хотите влиять на безопасность вашего ребенка, надо знать круг его общения (телефоны друзей и имена их родителей) и места, где ребенок может оказаться.

ПАМЯТКА № 3 для родителей и водителей «Правила перевозки детей в автомобиле»

Пожалуйста, помните, что личный пример - лучший метод воспитания детей. Именно поэтому специалисты убедительно просят Вас соблюдать нижеприведенные правила. С их помощью Вы сможете значительно снизить вероятность возникновения опасной ситуации для вас и вашего ребенка.

Убедитесь в том, что ребенок пристегнут ремнями безопасности

Лобовое столкновение при скорости 50 км/час равносильно падению с третьего этажа здания. Поэтому, не пристегивая ребенка ремнями, вы как бы разрешаете ему играть на балконе без перил!

Все средства безопасности должны быть правильно подобраны.

Дети до 12 лет должны сидеть на заднем сиденье. Центральное заднее сиденье - самое безопасное место при боковом столкновении.

Пристегивайте ремни безопасности!

Даже если вы едете по знакомой дороге на небольшое расстояние. Учтите, что 70% несчастных случаев, в которых погибают пассажиры, происходят в пределах первых 25 км пути.

Пристегивайтесь, даже если ваш автомобиль оснащен воздушными подушками безопасности.

Если ремни не пристегнуты, столкновение даже на скорости 30 км/час может привести к гибели пассажиров. Пристегиваясь ремнями безопасности, вы уменьшаете риск несчастных случаев с летальным исходом на 45%.

Самые лучшие устройства безопасности бесполезны, если они неправильно используются. К сожалению, в 40% случаев используемые устройства безопасности либо не подходят детям, либо неправильно крепятся.

Объясняйте детям как себя вести, и подавайте личный пример.

Ремни безопасности и специальное сиденье для детей должны соответствовать росту и весу ребенка

Самым лучшим защитным устройством для ребенка, которому еще не исполнилось 2 лет и вес которого не достигает 13 кг, - это специальное кресло для детей, которое крепится на заднем сиденье и обращено к заднему стеклу. Самое важное - защитить шею ребенка, которая наиболее уязвима. Использование этого кресла уменьшает нагрузку на шею при столкновении почти на 90%. Предупреждение! Если ваш автомобиль оснащен воздушными подушками безопасности, никогда не устанавливайте детское сиденье на переднее место. При срабатывании подушки безопасности, ребенок может быть травмирован, так как его сиденье будет расположено очень близко к ней.

Для детей до 4 лет весом до 18 кг рекомендуется использовать детское кресло со специальной системой ремней безопасности. Оно уменьшает возможность получения травм на 70%.

Для детей от 3 до 12 лет подходит специальное сиденье с двумя боковыми системами ремней безопасности или специальной системой безопасности.

Маленький ребенок на руках у взрослых в случае аварии абсолютно незащищен. При лобовом столкновении на скорости 50 км/час со стоящим на месте предметом кинетическая энергия превращает ребенка весом 25 кг в ракету, весящую 500 кг, то есть вес возрастает в 20 раз.

Никогда не употребляйте алкоголь, перед тем как сесть за руль. Вам необходимо выбрать: либо пить, либо вести машину. Каждое пятое происшествие на дорогах России связано с управлением транспортным средством в состоянии опьянения.

Алкоголь влияет на остроту зрения, рассеивает внимание, повышает утомляемость и увеличивает время реакции.

Риск несчастного случая увеличивается вдвое, когда уровень алкоголя в крови поднимается до 0,5 г/л, и в 10 раз, когда он достигает 0,8 г/л.

Продумайте маршрут и отдохните перед дорогой

Проверьте состояние вашей машины перед поездкой. Даже спущенные шины могут явиться причиной аварии.

Не кладите тяжелые предметы на полку в машине. При столкновении они могут превратиться в смертоносные «снаряды».

Держите руль обеими руками

Положение рук на руле «без четверти три» или «без десяти два» дает наилучший контроль над автомобилем.

Перекрещивание рук на руле или держание руля за основание опасно в случае столкновения и при срабатывании воздушных подушек безопасности.

Подумайте о своем комфорте и безопасности

Наклоните свое кресло под удобным для вас углом и пристегнитесь ремнями безопасности так, чтобы они не стесняли ваших движений.

Обратите внимание на подголовник, который должен быть наклонен к затылку как можно ближе.

Следите за ситуацией на дороге

Будьте готовы в случае опасности среагировать: сманеврировать или нажать на тормоз.

ПАМЯТКА № 4 «Причины детского дорожно-транспортного травматизма»

Уважаемые папы и мамы!

Учите детей безопасному поведению на дороге своим примером! Ситуация на дорогах напряженная и опасная. Необходимо помнить, что Ваше поведение на дороге, беседы, просто упоминания о безопасном поведении на дороге должны быть не от случая к случаю, а постоянными.

Важно научить их наблюдать, ориентироваться в обстановке на дороге, оценивать и предвидеть опасность. Формирование навыка наблюдения и ориентирования в дорожных ситуациях зависит от взрослых, находясь на дороге со своими детьми, применяйте постоянно некоторые методы, которые помогут Вам и вашему ребенку сформировать навыки безопасного поведения.

1. Никогда не спешите на проезжей части, переходите дорогу только размеренным шагом.

2. Не разговаривайте при переходе дороги, как бы интересна не была тема беседы, тогда ребенок поймет, что нельзя отвлекаться при маневре перехода.

3. Никогда не переходите дорогу наискосок, не говоря уже о перекрестках. Покажите, что правильный и соответственно безопасный переход - только строго поперек дороги.

4. Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, как бы Вы не спешили. Это не только разовая опасность. Без Вас он сделает тоже самое.

5. Приучитесь сами и приучите детей переходить дорогу не там, где Вам надо, а там, где есть переходы.

6. При выходе из автобуса, трамвая, такси, помните, что вы должны сделать это первыми, чтобы проконтролировать дальнейшее передвижение ваших детей.

7. Постоянно обсуждайте с ребенком возникающие ситуации на дорогах, указывая на явную или скрытую опасность.

8. особенно обращайте внимание на двигательную память детей: остановка перед переходом, поворот головы налево, направо для оценки ситуации на дороге; все должно быть зафиксировано ребенком, чтобы он, в случае необходимости мог скопировать Ваше поведение. Сформируйте обязательно твердый навык - сделал первый шаг на проезжую часть, поверни голову и осмотри дорогу в обоих направлениях.

9. Никогда не выходите на дорогу из прикрытия в виде машины или кустарника, тем самым показывая плохую привычку неожиданно появляться на проезжей части.

10. Научите всматриваться вдаль и оценивать скорость приближающихся видов транспорта, для того, чтобы суметь вычислить время, за которое машина или мотоцикл смогут доехать до Вас.

11. Обращайте внимание на обманчивость пустынных дорог, они не менее опасны, чем оживленные. Не ожидая встретить на ней опасность, человек подвергает свою жизнь еще большей опасности.

12. Особое внимание необходимо уделить детям, имеющим проблемы со зрением. Боковое зрение, играющее огромную роль при переходе улицы, у ребят с ослабленным зрением развито слабее. Приучите их чаще поворачивать голову для оценки ситуации на дороге.

Помните, что жизнь и безопасность детей на дорогах зависит, прежде всего, от нас, взрослых.

ПАМЯТКА № 5 «Что дошкольник должен знать о дороге»

Уважаемые родители!

Вы являетесь образцом поведения. Вы – объект любви и подражания для ребенка. Это необходимо помнить всегда и тем более когда делаете шаг на проезжую часть дороги вместе с малышом .

    На дорогу выходить нельзя. ·

    Дорогу переходить можно только с взрослым, держась за руку.

    Вырываться нельзя. ·

    Переходить дорогу надо по переходу спокойным шагом. ·

    Пешеходы - люди, которые идут по улице. ·

Чтобы был порядок на улице, чтобы не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, надо подчиняться светофору:

Красный свет

Движенья нет,

А зеленый говорит:

«Проходите, путь открыт!». ·

В транспорте нельзя высовываться из окна, надо держаться за руку мамы и папы, за поручень .

Мамы и папы, отнеситесь ответственно к нашим советам. Ведь от вашей культуры поведения на улице, в общественном транспорте, от вашего уважения правил дорожного движения зависит жизнь и здоровье вашего ребенка!

ПАМЯТКА № 6 «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта»

1. Не ускоряйте шаг и не бегите вместе с ребенком на остановку нужного маршрутного транспорта. Объясните ребенку, что это опасно, лучше подождать следующий автобус.

2. На остановках маршрутного транспорта держите ребенка крепко за руку. Нередки случаи, когда ребенок вырывается и выбегает на проезжую часть.

3. Переходите проезжую часть только на пешеходных переходах.

4. Не обходите маршрутный транспорт спереди или сзади.

5. Если поблизости нет пешеходного перехода, дождитесь, когда транспорт отъедет подальше, и переходите дорогу в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны.

6. При высадке из автобуса, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или выбежать на проезжую часть дороги.

ПАМЯТКА № 7 «Обучение детей наблюдательности на улице»

Находясь на улице с ребенком, крепко держите его за руку.

Учите ребенка наблюдательности. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, кусты, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и определять: нет ли опасности приближающегося транспорта. Если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это его внимание. Вместе с ним посмотрите: не приближается ли транспорт.

При движении по тротуару придерживайтесь стороны подальше от проезжей части. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом автомобилей из арок дворов и поворотами транспорта на перекрестках.

При переходе проезжей части дороги остановитесь и осмотритесь по сторонам. Показывайте ребенку следующие действия по осмотру дороги: поворот головы налево, направо, еще раз налево. Дойдя до разделительной линии, делайте вместе с ним поворот головы направо. Если нет движения транспорта, продолжайте переход, не останавливаясь, а если есть – остановитесь на линии и пропустите транспорт, держа ребенка за руку.

Учите ребенка всматриваться вдаль, пропускать приближающийся транспорт.

Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, обращайте внимание ребенка на то, что за большими машинами (автобус, троллейбус) может быть опасность – движущийся на большой скорости легковой автомобиль или мотоцикл. Поэтому лучше подождать, когда большая машина проедет, и убедиться в отсутствии скрытой опасности.

Не выходите с ребенком на проезжую часть из-за каких-либо препятствий: стоящих автомобилей, кустов, закрывающих обзор проезжей части.

Переходите проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребенок должен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта.

Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора. Объясняйте ребенку, что переходить дорогу на зеленый мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в ДТП. Помните, что ребенок обучается движению по улице прежде всего на вашем примере, приобретая собственный опыт!

ПАМЯТКА № 8 «Безопасное поведение

на проезжей части»

Уважаемые родители!

Помните! Нарушая правила дорожного движения, вы негласно разрешаете нарушать их своим детям!

Учите ребенка:

    Иди по улице спокойным шагом, не беги.

    Иди только по тротуару, по его правой стороне.

    Не спеши при переходе улицы.

    Переходи улицу только при зеленом сигнале светофора, только по переходам.

    Переходи дорогу только тогда, когда обзору никто и ничего не мешает.

    Посмотри при переходе улицы сначала налево, потом направо.

    Трамвай всегда обходи спереди.

    Не выезжай на велосипеде на проезжую часть.

    Не устраивай игр рядом с дорогой.

Правила безопасного поведения на дороге и в транспорте

Правила безопасного поведения на дороге:

1. Ходить следует только по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а если нет - по обочине.

2. В случае их отсутствия можно двигаться по краю проезжей части дороги навстречу движению транспортных средств.

3. Там, где есть светофор дорогу надо переходить только на зеленый сигнал светофора.

4. В местах, где нет светофоров, дорогу безопасно переходить по подземному или надземному пешеходному переходу, а при их отсутствии по пешеходному («зебра»).

5. Если нет пешеходного перехода, необходимо идти до ближайшего перекрестка. Если по близости нет ни пешеходного перехода, ни перекрестка, дорогу переходим по кратчайшему пути. И только там, где дорога без ограждений и хорошо видна в обе стороны, посмотрев внимательно налево и направо.

6. Нельзя перелезать через ограждения.

7. Если дорога широкая, и ты не успел перейти, переждать можно на «островке безопасности».

8. Если рядом есть взрослые, попросите у них помочь вам перейти дорогу.

9. Играть в игры на дороге и на тротуаре опасно. Строго запрещено выбегать на проезжую часть из-за деревьев, автомобилей и других объектов, которые мешают водителю увидеть вас вовремя.

^ Правила проведения в транспорте общественного пользования:

К городскому транспорту общественного пользования относятся автобус, троллейбус, трамвай, метро и такси.

Пассажиры не должны отвлекать водителей во время движения. Ждать автобус или троллейбус надо на специальной посадочной площадке или на тротуаре.

Входить и выходить из автобуса и троллейбуса разрешено после полной остановки.

^ Пассажиру запрещается:

Открывать двери транспортного средства, высовываться в оконные проемы во время его движения, препятствовать закрытию дверей транспортного средства, а также выбрасывать мусор и другие предметы, приводящие к загрязнению дорог и окружающей среды.

Выйдя из автобуса или троллейбуса, нужно дойти до пешеходного перехода и там переходить дорогу. При этом лучше идти на тот пешеходный переход, который находится позади транспортного средства.

Если в салон заходят пожилые пассажиры, школьники должны уступить им место.
^ Основные правила дорожной безопасности для велосипедистов.

Ежегодно в нашей стране в дорожно-транспортных происшествиях погибают порядка 60 детей-велосипедистов, полторы тысячи получают травмы. Не следует забывать, что велосипед – это тоже транспортное средство, причем одно из самых неустойчивых и незащищенных, и даже незначительные столкновения могут повлечь за собой очень серьезные последствия.

Поэтому родителям, прежде чем воплотить мечту ребенка в реальность и приобрести ему велосипед, следует выполнить несколько важных правил и позаботиться о безопасности юного велосипедиста.

Правила дорожного движения Российской Федерации разрешают управление велосипедом по дорогам только подросткам, которым уже исполнилось 14 лет. До этого возраста ездить на велосипеде можно только во дворе, на стадионе, пришкольной территории, в парке либо на специальных площадках.

Поэтому в первую очередь родителям необходимо обратить внимание на район проживания и убедиться в наличии безопасных мест, где ребенок мог бы кататься на велосипеде без риска быть сбитым автомобилем. При этом следует объяснить ребенку, что на Придворовых территориях преимущественным правом движения пользуются пешеходы. Кроме того, здесь ездят автомобили (пусть и с небольшой скоростью), гуляют маленькие дети и пожилые люди. То есть, даже в пределах собственного двора юный велосипедист не должен создавать помех другим участникам дорожного движения – этого требуют и элементарные нормы вежливости, и правила дорожной безопасности.

Допуская непоседливость детей, стоит учесть, что в любой момент ребенок может выехать из своего двора и направиться к другу или однокласснику в соседний квартал. Оказавшись на проезжей части в потоке автотранспорта, даже подготовленному человеку сложно сориентироваться в первые минуты движения, а что можно сказать о ребенке – одновременно крутить педали, удерживать руками руль, контролировать ситуацию вокруг себя и помнить о соблюдении мер безопасности. На любое изменение дорожной обстановки при отсутствии опыта и навыков ребенок может растеряться, начать паниковать и действовать неадекватно, и, как следствие, попасть в дорожно-транспортное происшествие.

Однако даже подросток, которому уже исполнилось 14 лет, вряд ли осознает всю ответственность, обладает определенными способностями и достаточными психофизиологическими качествами для самостоятельных поездок в городских условиях. Дороги и улицы нашего города не слишком приспособлены для езды на велосипеде: специальные велосипедные дорожки – большая редкость, дорожное движение очень интенсивное, а о вежливости и культуре поведения водителей и вовсе говорить не приходится.

Что прежде всего следует знать велосипедистам?

Двигаться на велосипеде можно только по крайней правой полосе, по ходу движения других транспортных средств. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам. Запрещается ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам, а также перевозить груз, который выступает более чем на полметра по длине или ширине за габариты велосипеда, или груз, мешающий управлению. Недопустимо управлять велосипедом, не держась за руль. Ни на раме, ни на багажнике велосипеда нельзя перевозить пассажиров. О намерении совершить поворот следует предупреждать других участников дорожного движения поднятой в сторону рукой (правой или левой, в зависимости от того, в какую сторону поворачиваем), а об остановке – рукой, поднятой вверх.

Если необходимо пересечь проезжую часть, следует доехать до пешеходного перехода, слезть с велосипеда, перейти дорогу по «зебре» с соблюдением всех норм и правил безопасности, и только после этого вновь садиться за руль велосипеда.

Кроме того, совершенно нелишними будут и специальные средства защиты: шлемы, наколенники и налокотники. Конечно, они не решат всех проблем, но существенно снизят силу удара, а значит, и риск травмы при столкновении или случайном падении.

Во дворе

Говоря о безопасности детей на дорогах, необходимости соблюдать дорожные правила, мы часто забываем об этом у себя во дворе. Действительно, казалось бы – все привычное и знакомое, нет такого интенсивного движения автомобилей, как на дороге. Мы уверены, что находимся в безопасности, и даже не предполагаем ничего плохого. «Что может случиться с ребенком возле собственного подъезда?» - думаем мы. И ошибаемся.

Статистика показывает, что до 80-ти % детей-пешеходов, погибших или пострадавших в результате ДТП, попадают под колеса автомобилей, находясь в радиусе не более километра от своего дома – во дворе, на автомобильной парковке, по дороге в ближайший магазин или школу. Там, где машина обычно движется не очень быстро. Часто – там, где за рулем родственник. Ребенок в силу своих возрастных особенностей не осознает опасность и попадает в ловушку собственного любопытства. Ему всё кажется родным и абсолютно безобидным - он же знает, что папа и мама никогда не причинят ему вреда. И попадает - под машину своего родного отца.

Особенно это касается самых маленьких – детей до 5-ти лет. Ужасающи в своей нелепости ситуации, когда водитель (а зачастую это кто-то из самых близких людей, отец, мать, родственник или просто хороший знакомый), выезжая из гаража или с места стоянки задним ходом, попросту не заметил малыша на дороге, не подумал, не предвидел, что ребенок может находиться за машиной. Даже при минимальной скорости автомобиля исход чаще всего бывает смертельным, и такие случаи, к сожалению, не редкость.

Дело в том, что позади автомобиля, особенно при движении задним ходом, существует так называемая «мертвая зона», и большинство водителей об этом знает. При этом заметить малыша, находящегося в непосредственной близости или за машиной, практически невозможно. Более того – в такой ситуации маленького ребенка, скорее всего, не «увидят» ни специальные датчики («парктроники»), ни видеокамеры. А виновниками таких ДТП, прежде всего, являются те взрослые люди, что по невниманию или из-за собственной беспечности, безответственности оставили ребенка без присмотра.

Наши дворы давно перестали быть безопасными. Большое количество припаркованных автомобилей, деревья и кустарники, гаражи и «ракушки», а где-то между ними резвятся дети. Знакомая картина, не так ли?

А между тем все эти дворовые «нагромождения» часто создают «слепые» зоны – места с ограниченной видимостью. Даже гуляя вместе со своим ребенком и внимательно наблюдая за ним, иногда бывает трудно своевременно среагировать на то, как ребенок бросится на улицу или дорогу, пытаясь догнать ускакавший мячик или заигравшись в догонялки. А если там – машина?

Да, пешеходы во дворах пользуются преимущественным правом, а для водителей существуют специальные правила поведения во дворах. И пусть даже скорость движения автомобилей здесь, как правило, небольшая (хотя и тех, мягко говоря, безголовых лихачей, что и во дворах умудряются гонять со стрит-рейсерской скоростью, тоже не стоит сбрасывать со счетов), надеяться только на то, что водитель успеет дать по тормозам, по меньшей мере неразумно.

Необходимо, чтобы ребенок очень четко усвоил, что нельзя без оглядки выбегать из подъезда, арки, из-за гаража или стоящей машины, прятаться за автомобили, цепляться за них. Конечно, дети с трудом воспринимают «лекции» о том, как надо вести себя в той или иной дорожной ситуации и как избежать опасности. Поэтому психологи советуют объяснять ребенку эти правила с привязкой к конкретной местности и конкретным обстоятельствам. Например, во время прогулки показать ребенку опасные места, где и как можно попасть под машину. Заранее выбрать маршрут, по которому ребенок будет ходить в школу, объяснить и показать ему на конкретных примерах, как он должен вести себя в пути. Если у подъезда стоят автомобили или растут деревья, кусты, обратить на это внимание ребенка, остановиться, научить осматриваться по сторонам и определять: нет ли опасности приближающегося транспорта.

Одним словом, навыки безопасного поведения, и не только на дороге, но и во дворе – это насущная необходимость. Начинать прививать их надо с самого раннего детства, и чем раньше – тем лучше.
^ Правила безопасности для детей – пассажиров общественного транспорта

Казалось бы, в поездке в общественном транспорте ничего сложного нет: сел и поехал, а наша безопасность – это забота водителя. Но это не так. Да и статистика аварийности говорит о том, что ДТП в таких ситуациях – не редкость. Поэтому при поездке на общественном транспорте забывать о собственной безопасности все-таки не стоит.

Когда мы едем в троллейбусе, трамвае или автобусе, то являемся пассажирами транспортного средства, а значит, для нас существуют определенные правила. И начинаются они с остановки.

Прежде всего – ожидаем общественный транспорт только на посадочной площадке, а если ее нет, то на тротуаре или обочине, но в любом случае – подальше от проезжей части дороги. Опытный пассажир не стремится в первый ряд, зная, что напирающая толпа может случайно вытолкнуть его прямо под колеса. Что случится дальше, легко догадаться.

Ни в коем случае не выходим на проезжую часть, даже если не терпится посмотреть, не идет ли там нужный транспорт. Это очень опасно: в этом случае можно легко поскользнуться и упасть, либо попросту не заметить едущую машину и опять же попасть под колеса. Ведем себя спокойно, подходим к двери транспортного средства только после его полной остановки.

Вход в маршрутный транспорт – через среднюю и заднюю двери, выход – через переднюю. Не задерживаясь, следует сразу пройти внутрь салона. Не надо стоять у дверей, мешая другим людям. Это и невежливо, и небезопасно: двери закрываются и открываются автоматически, могут и прищемить.

Находясь в салоне, не стоит думать о том, что теперь-то мы в полной безопасности. И внутри пассажирского транспорта может произойти несчастье, если водителю вдруг придется резко затормозить, поэтому необходимо крепко держаться за поручни. В случае экстренного торможения хуже всего тем, кто не очень хорошо может отреагировать на внезапную остановку - это больные и пожилые люди. Поэтому уступать им места – это, опять же, правило не только вежливости, но и безопасности.

Правила дорожного движения запрещают отвлекать водителя от вождения, а также открывать двери транспортного средства во время его движения.

К выходу следует подготовиться заранее, чтобы не пришлось спешить. Выйдя из транспорта, торопиться также не следует. Особенно, если нужно перейти на другую сторону дороги. Необходимо четко усвоить: переходить проезжую часть можно только по пешеходному переходу, а если это невозможно, то не раньше, чем транспорт отъедет от остановки.

Для взрослых участников дорожного движения, едущих в общественном транспорте вместе с детьми, также существуют определенные правила безопасности. Они не сложные, но, вместе с тем, их соблюдение поможет уберечь маленького пассажира от несчастного случая.

Выходить из общественного транспорта следует первым, впереди ребенка. В противном случае ребенок может упасть под колеса либо выбежать на проезжую часть.

Подходить для посадки к двери можно только после полной остановки, но и садиться в общественный транспорт в последний момент не стоит – может зажать дверями.

И, наконец, следует и самому быть крайне внимательным в зоне остановки, и приучить к этому своего ребенка. Остановка – это опасное место: здесь плохой обзор дороги, к тому же пассажиры могут вытолкнуть ребенка на проезжую часть либо под колеса подъезжающего транспортного средства.