Как развалить дело об административном правонарушении. Как выиграть практически любое дело об административном правонарушении

03.07.2020

Еще одно дело «развалилось» в суде из-за ошибок

административного органа

Арбитражный суд Чукотского автономного округа неоднократно информировал административные органы об обязательном соблюдении порядка привлечения лица к ответственности при рассмотрении дел об административных правонарушениях. Однако в практике суда продолжаются случаи, когда административный орган сам допускает процессуальные нарушения, в результате чего, дело рассматривается не в его пользу.

По результатам рассмотрения одного из таких дел (№ А80-121/2014), суд отказал в удовлетворении требований о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), за неисполнение Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Административный орган нарушил всю процедуру, с момента возбуждения дела об административном правонарушении, до обращения с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

В силу положений КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является основным документом, содержащим доказательства наличия состава вменяемого административного правонарушения. С момента составления протокола осуществляется стадия фиксации возбуждения дела об административном правонарушении.

В данном случае, представленный суду оригинал протокола не был подписан лицом, его составившим. Отсутствие подписи должностного лица свидетельствует о том, что факт административного правонарушения не зафиксирован.

Кодекс не предусматривает способы устранения недостатков оформления протокола об административном правонарушении в виде его возврата административному органу для подписания. Кроме того, протокол является доказательством по делу, подлежащим оценке на стадии судебного разбирательства, а не в процессе подготовки дела к рассмотрению. Обратное означало бы нарушение судом правил исследования доказательств по делу, что является недопустимым.

В ходе рассмотрения дела по существу, административным органом был составлен и направлен в суд второй протокол, что также является недопустимым в силу положений статей 26.2, 28.2 КоАП РФ.

Возбуждение дела, составление протокола об административном правонарушении должно сопровождаться надлежащим извещением привлекаемого лица о времени и месте указанных юридических фактов.

В материалах дела содержалось извещение о месте и времени составления первого протокола, полученное арбитражным управляющим, однако в указанное время протокол не был подписан. Доказательств того, когда был фактически подписан второй протокол и что арбитражный управляющий извещался о времени и месте его составления, материалы дела не содержали.

Указанные выше процессуальные нарушения являются существенными, так как арбитражный управляющий был лишен предоставленных КоАП РФ гарантий защиты, не мог возражать и давать объяснения по существу вменяемого правонарушения.

При изложенных обстоятельствах, у суда отсутствовали основания для привлечения ответчика к административной ответственности.

Это не стоит оценивать как уклонение от положенной по закону ответственности. Это надо оценивать как помощь для тех, кого пытаются незаконно привлечь к административной ответственности…И для тех, кого законно привлекают…Ведь, к примеру, законно взыскиваемые налоги можно уменьшить или вообще законно избежать их уплаты. Так и здесь…

Я не призываю съедать протокол, я хочу рассказать о ЗАКОННЫХ способах уклонения от административной ответственности, которые выражаются в ТОЧНОМ использовании норм закона и использовании неисполнения этих норм должностными лицами…

При этом напоминаю, что за уклонение от административной ответственности, если при этом не совершается правонарушение, нет НИКАКОЙ ответственности…

А) Доказать, что как такого административного нарушения вообще не было, т.е. установить, не имеется ли обстоятельств, указанных в статье 227 КоАП, которые исключают производство по делам административных правонарушений.

1) отсутствие СОБЫТИЯ правонарушения;

2) отсутствие СОСТАВА правонарушения;

3) невменяемость лица, совершившего правонарушение;

4) действие лица в состоянии крайней необходимости;

5) действие лица в состоянии необходимой обороны;

6) издание акта, УСТРАНЯЮЩЕГО применение административного взыскания;

7) ИСТЕЧЕНИЕ СРОКОВ наложения административного взыскания;

ПОСТАНОВЛЕНИЯ о наложении адм. взыскания;

НЕОТМЕНЕННОГО постановления О ПРЕКРАЩЕНИИ дела об адм. правонарушении;

Наличие по данному факту уголовного дела.

1) Отсутствия СОБЫТИЯ означает отсутствие вообще каких бы то ни было доказательств, подтверждающих сам факт административного правонарушения (например, Вас остановил инспектор, проверил документы, талон ТО и, не зная, к чему еще придраться, наказывает Вас за то, что Вы якобы были не пристегнуты…Вы можете смело утверждать, что отсутствовало СОБЫТИЕ правонарушения!

При обжаловании факта превышения скорости Вы также можете ссылаться на отсутствие СОБЫТИЯ (подчеркиваю, события!, а не состава) правонарушения, в виду отсутствия вообще каких бы то ни было доказательств (ну, за исключением измерения скорости с помощью видеокамер).

НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Это когда невозможно доказать, что правонарушения не было, говоря юридически: деяние квалифицировано как административное правонарушение…

Тогда надо искать нарушение порядка процессуального производства…Вспомним статью 50 Конституции РФ:«…2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

Если начальник комбата, либо прокурор не рассмотрели жалобу в течение суток, следует обжаловать их действия в порядке, предусмотренном ст. 124 УПК РФ вплоть до Генерального прокурора РФ. При неполучении основанного на законе постановления жаловаться на Генпрокурора и ко Президенту РФ. В таком же порядке стоит обжаловать незаконные действия и решения данных лиц.

К тому же, если жалоба останется без удовлетворения, постановление судьи станет надежным прикрытием комбата вместе с подчиненными ему фальсификаторами. Кроме того, для приостановления вновь возобновленного рассмотрения сфабрикованного дела, можно повторно обращаться в районный суд и так до истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

Протокол – основное доказательство вашей вины (ст.26.2 КоАП) и от того, как он будет составлен, во многом зависит, понесете вы наказание или нет.

Дата и место составления протокола об административном правонарушении; - должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; - сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

Фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших; - место, время совершения и событие административного правонарушения (так называемый НПА, который был вами нарушен); - статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, - объяснение физического лица, в отношении которых возбуждено дело - иные сведения, необходимые для разрешения дела.

По поводу обязательного указания в протокоде нарушенного вами НПА (нормативно-правового акта) есть отличная запись беседы грамотного водителя с инспектором ДПС - Составление протокола административного правонарушения.

Получив протокол в руки нужно внимательно его прочитать. Помните, что инспектор будет вас торопить и в любой момент может вырвать протокол из ваших рук. Ведите себя спокойно, скажите, что вы имеете полное право написать объяснения и действия ИДПС будете рассматривать как нарушение ваших законных прав.

В «объяснениях лица» следует написать: «Не согласен». - Если схемы и рисунки не составлялись - добавьте «Схема не составлялась». Это лишит ИДПС возможности добавить к протоколу схемы, сделав надпись «Водитель от подписи отказался».

Если схема составлена в одном экземпляре, пишите: «Копию схемы не дали» В любом случае перед подписанием схемы пишите на ней: «Не согласен». Схема составляется «на глазок» без соблюдения масштаба, без измерения расстояний, без привязки к местности.

Если есть свидетели, а инспектор не внес их в протокол (обычно ИДПС говорят «потом на суде приобщите свидетелей если надо») - требуйте вписать в протокол ваших пассажиров в качестве свидетелей. Если инспектор отказывается вписать их в протокол, утверждая, что это – заинтересованные лица, собственноручно вписывайте их в протокол.

В своих объяснениях для суда запишите: «Прошу обратить внимание, что инспектор отказался вносить моих свидетелей в протокол. Мне не важно, что они скажут, важно, что инспектор испугался, что они расскажут правду.

Если Вас остановили в другом городе или на трассе - вы имеете полное право заявить ходатайство о рассмотрении дела по месту регистрации транспортного средства или по месту жительства, причем таковое лучше подавать сразу же, вместе с подписание протокола.

Поставьте Z на всех пустых или незаполненных графах.В спокойной обстановке, с адвокатом, вы потом разберетесь, а было ли нарушение вообще, а на разборе дела сможете предоставить более подробное объяснение.

Если Вы сразу знаете, что написать в объяснениях и места не хватает - пишите объяснения на отдельном листе (лучше под копирку, её надо возить с собой), а в протоколе в графе «объяснения лица» отметьте, что они прилагаются к протоколу на отдельном листе.

«Нет», либо ставите прочерк. Не вы должны их читать, а инспектора ДПС - разъяснять. Если инспектор зачитал по памяти или с листка ст.25.1 КоАП, поинтересуйтесь, какими именно «иными процессуальными правами» вы можете пользоваться (надеюсь, ваш диктофон работает).

Если вы отказываетесь от Постановления-квитанции, пишите: «Требую защитника». Если в машине два инспектора, то за несогласие они могут сразу же после составления протокола выписать постановление. Один и тот же инспектор не имеет права писать и то, и другое (см.

Протокол составляет один инспектор, постановление – другой). Если фраза «Требую защитника» записана, то «немедленное» постановление можно будет отменить в суде. Если в графе за разъяснение вам ваших прав вы написали «Нет», то про защитника промолчите.

К протоколу можно приложить любые иные документы: вашу схему, показания ваших свидетелей, ваши ходатайства и т.д., сделав соответствующую запись в протоколе. Например, протокол, переданный вам на подпись, уже заполнен полностью, в т.ч.

указана дата «разбора полетов» в отделе Административной практики ГИБДД. Никто не запрещает вам написать ходатайство о переносе даты рассмотрения. Впишите в протокол, что к нему прилагается ходатайство.

Устное определение вас не устроит, тк оно должно быть подписано инспектором (ст 29.12 пункт 3 КоАП). А значит, вас должны будут уведомить либо о новой дате рассмотрения, либо об отказе в удовлетворении вашего ходатайства, то еесть вы уже начинаете тянуть время (см. Схема № 2).

Любые неправильно написанные данные – исправляйте. Например, вас не спросили про место работы и написали «безработный». Вычеркивайте, пишите, где и кем работаете. Чем больше исправлений в протоколе – тем лучше.

Никогда и ничего не пишите в протоколе под диктовку инспектора ДПС.

Если сомневаетесь, что именно нужно писать, то лучше не пишите ничего.

Подписав протокол, уточните, можете ли вы сразу после подписания забрать копию. Ответ должен быть положительный, обязательно подпишите протокол, оторвите копию протокола и положите в карман. Отрицательный ответ должен насторожить.

Уточните, почему нельзя, ведь протокол уже составлен, все нужное со стороны инспектора вписано, и он его подписал. Немного теории:1. КоАП разрешает обнаруживать правонарушение одному должностному лицу, а составлять протокол - другому (ст 28.1).

Однако, КоАП обязывает должностное лицо, обнаружившее правонарушение, передать своему товарищу в патрульной машине согласно ст.28.1 пункт1 подпункт 2 материалы, содержащие данные, например, видеозапись или рапорт (ст.

Как пропустить 2-х месячный срок рассмотрения дела?

Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении 1.1. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц.

Никто из простых смертных в России не застрахован от фабрикации против себя дела об административном правонарушении. В последние годы фабрикации данных дел стали приобретать массовый характер. Злостное умаление прав граждан, инспекторами ДПС и судьями, увеличение различных злоупотреблений, сложившаяся незаконная правоприменительная практика свидетельствуют о необходимости отхода от традиционных и поиска новых действенных способов защиты прав автовладельцев.

Несмотря на примитивность действующего законодательства граждане наделены большими возможностями защиты своих прав и преследованию фальсификаторов, чем последние по осуществлению административного преследования граждан.

Однако законы нужно не только знать, но и уметь их своевременно применять. Врачи говорят: «Чем раньше начнешь лечиться, тем больше шансов остаться в живых». Схожий принцип действует и в праве. Данная публикация призвана находиться в автомобиле каждого уважающего свои права автовладельца.

«ПДД РФ не нарушал, доказательства вины не представлены, а сфабрикованы, прошу составлять протокол только в присутствии моего защитника», и больше ничего. Для убедительности своих доводов стоит позвонить в службу 911 и вызвать на место происшествия руководство территориального ОСБ, а также сфотографировать место происшествия.

Впоследствии все это пригодится для расследования. Более смелые, могут в бланке объяснения написать заявление о совершенном инспектором ДПС преступлении и привлечении последнего к уголовной ответственности.

Еще более смелые могут писать данное заявление часами, ибо сроки написания заявлений для автовладельцев законом не ограничены. Такое ограничение допустимо лишь федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Такая фальсификация административных материалов сопряжена с превышением должностных полномочий и в действиях фальсификатора содержатся два состава преступления, предусмотренные ст. 286 и ст. 292 УК РФ.

Если эти превентивные меры не помогли и протокол составлен, необходимо немедленно перехватывать инициативу в свои руки. Пока сфабрикованные материалы не попали к мировому судье, в течение двух суток со дня фабрикации дела нужно написать и подать заявление о преступлении на имя начальника отдела ГИБДД в котором «трудится» фальсификатор.

Это одно из главных условий пресечения вынесения обвинительного постановления мировым судьей. В заявлении требовать проведение проверки изложенных доводов и направления заявления вместе с материалами дела об административном правонарушении в следственный отдел следственного комитета РФ.

Ни в коем случае, нельзя пускать дело на самотек и наивно тешить себя иллюзией о том, что фабрикация будет доказана в суде. Вошедшая в водительский сленг поговорка: «Как инспектор дело сошьет, так судья и осудит», имеет право на истину.

По делам связанным с лишением права управления транспортным средством, протокол об административном правонарушении направляется судье, в течение трех суток с момента составления (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).

Столько же времени отведено на проверку заявления о преступлении (ч. 1 ст. 144 УПК РФ). Заявление через аппарат начальника ГИБДД должно поступить в производство командиру строевого подразделения ДПС.

По некоторым категориям дел комбат процессуально не связан с инспекторами, тем не менее, в силу должностных обязанностей он обязан осуществлять контроль за деятельностью инспекторского состава. Во время проверки доводов заявления о преступлении, комбат не вправе передавать дело об административном правонарушении в суд.

Поскольку в заявлении о совершенном преступлении идет речь о фабрикации административных материалов, то проверить доводы заявления отдельно от сфабрикованного дела невозможно. В связи с чем, комбат вынужден на время проведения проверки отложить передачу дела мировому судье.

Согласно п. 23 Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях (утв. Совместным приказом Генеральной Прокуратуры, МВД, МЧС, Минюста, ФСБ, Минэкономразвития, ФСКН России № 39/1070/1021/253/ 780/353/399 от 29.12.05г.

), дежурный по подразделению ДПС (отделу ГИБДД) обязан зарегистрировать заявление в КУСП и выдать заявителю талон-уведомление. Это правило регистрации входящих заявлений в подразделения ГИБДД содержится и в пункте 248 Административного регламента (Утв.

Приказом МВД РФ № 185 от 02. 03. 2009г.). Соблюдение этих правил означает, что заявление о преступлении попало в государственную статистику, и отделаться формальной отпиской не получится. По истечении 3-х суток, комбат обязан вынести постановление о направлении заявления о преступлении в территориальный следственный отдел следственного комитета РФ в порядке п. 3 ч. 1 ст. 145 и на основании п.п., а, п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ.

Если комбат не передал заявление с материалами сфабрикованного дела в следственный отдел, необходимо немедленно обжаловать его незаконное бездействие вышестоящему начальнику, либо прокурору в порядке ст. 124 УПК РФ.

Сроки рассмотрения жалоб в порядке ст. 124 УПК РФ составляют трое суток. В исключительных случаях данные сроки могут быть продлены до 10 суток, о чем немедленно уведомляется заявитель. Если начальник комбата, либо прокурор не рассмотрели жалобу в течение суток, следует обжаловать их действия в порядке, предусмотренном ст.

124 УПК РФ вплоть до Генерального прокурора РФ. При неполучении основанного на законе постановления жаловаться на Генпрокурора и ко Президенту РФ. В таком же порядке стоит обжаловать незаконные действия и решения данных лиц.

Если комбат не рассмотрел заявление о преступлении и направил сфабрикованное дело в суд, то такое незаконное действие комбата также следует немедленно обжаловать его вышестоящему начальнику, либо прокурору в порядке ст. 124 УПК РФ.

А пока до принятия дела судом к производству зарегистрировать в канцелярии судебного участка ходатайство о возвращении протокола вместе с делом в ОГИБДД. Верховный суд России разъяснил всем нижестоящим судьям, что протокол, не отвечающий ч. 2 ст. 28.

2 КоАП РФ подлежит возврату для устранения недостатков. Очевидно, в сфабрикованном протоколе сфабрикованы и сведения. Поэтому сфабрикованный протокол не соответствует ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ. В ходатайство о возвращении протокола можно переделать поданное заявление о преступлении.

Стоит приобщить к ходатайству копию талона-уведомления, сообщив помимо несоответствия протокола ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ о том, что в данное время проводится проверка по факту фабрикации административных материалов в порядке, предусмотренном ст. 141 – 144 УПК РФ.

Если мировой судья принял сфабрикованное дело к производству, необходимо немедленно подать жалобу на незаконные действия комбата в порядке ст. 125 УПК РФ в районный суд. В ответе на вопрос 16 Обзора законодательства и судебной практики за 4 квартал 2008 года Верховный суд РФ установил, что аналогия процессуальных норм допустима.

Значит, ведение уголовного судопроизводства тоже является основанием для приостановления рассмотрения дела об административном правонарушении. Используя данное обстоятельство, следует заявить мировому судье ходатайство о приостановлении рассмотрения дела до вступления в законную силу постановления районного судьи.

Затем, после приостановления рассмотрения сфабрикованного дела, следует немедленно написать заявление о прекращении рассмотрения жалобы на незаконные действия комбата. Рассмотрение жалобы в суде лишает возможности обжаловать незаконные действия в более упрошенном и эффективном порядке по административно-прокурорской линии.

К тому же, если жалоба останется без удовлетворения, постановление судьи станет надежным прикрытием комбата вместе с подчиненными ему фальсификаторами. Кроме того, для приостановления вновь возобновленного рассмотрения сфабрикованного дела, можно повторно обращаться в районный суд и так до истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

Юрий Шулипа Московское отделение ФАР

Более того, в ст.28.2 КоАП, в которой перечислены требования к протоколу, нет требований к указанию даты и времени рассмотрения - они должны вас официально уведомить о времени и дате рассмотрения дела после этапа подготовки.

1. При подготовке дела к рассмотрению орган (должностное лицо) должен решить вопрос, относится ли к его компетенции это дело. Это решается исходя из правил подведомственности по предметной компетенции (ст. 199-224.11 КоАП).

Второй шаг – проверка правильности составления протокола и иных документов. Напоминаем, что наличие протокола является обязательным условием рассмотрения дела. К сожалению, законом четко не определено, что делать, если при составлении документов допущены нарушения.

На практике, как правило, наличие существенных нарушений является причиной возврата документов органу, их составившему, если, конечно, еще возможно их правильное оформление. В противном случае, дело остается без рассмотрения.

Следующее действие, являющееся чрезвычайно важным при обжаловании впоследствии постановления, заключается в проверке надлежащего извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте его рассмотрения. Здесь необходимо отметить, что КоАП не определяет порядок и способы извещения лиц.

Однако суд в своей практике по рассмотрению жалоб на ненормативные акты руководствуется гражданским и арбитражным процессуальным законодательством, согласно которому надлежащим извещением признается извещение повесткой, телеграммой или телефонограммой.

Как отменить постановление об АПН?

Первое, из опыта: административный орган практически никогда не выносит постановление о привлечении к административной ответственности в виде предупреждения. Это всегда денежный штраф или лишение специального права.

Второе: опыт показывает, что обжалование постановления о привлечении к административной ответственности в вышестоящем административном органе - это просто трата своего времени и обращение к вышестоящему гос.

органу не приостанавливает истечение срока на обжалование постановления. Вывод: нужно не тратить свое время и сразу подавать жалобу в суд. Времени на обжалование постановления об административном правонарушении дается немного, всего 10 суток.

а) «Это не я и хата не моя». Юридически это звучит: отсутствует событие правонарушения.

Доказать в суде, что гос. орган составил протокол об административной ответственности и вынес постановление по делу об административном правонарушении при отсутствии события или состава правонарушения - практически не реально.

Поэтому, единственным способом отменить постановление о привлечении к административной ответственности, даже совершив правонарушение, - является признание вынесения данного постановления незаконным в связи с нарушением процедуры его вынесения.

Очень часто сотрудники, уполномоченные составлять протоколы об административном правонарушении (охотоведы, рыбнадзор, пожарные инспекторы, специалисты ФАС РФ, ГИБДД и т.д.) допускают ошибки при заполнении бланка протокола или бланка постановления об административном правонарушении, что позволяет оспорить впоследствии эти документы в суде.

Самый задаваемый вопрос: подписывать или не подписывать протокол и постановление об административном правонарушении?

Ответ: однозначно да, подписывать документы нужно! Если вы откажетесь их подписывать, то должностное лицо об этом сделает запись в документах и пригласит (своих знакомых) «дежурных» понятых, которые засвидетельствуют ваш отказ подписать эти документы.

Ваша подпись в протоколе и в постановлении «закрепляет», что в будущем в данные документы не будут внесены исправления и дописки. Поэтому, всегда нужно подписывать протокол и постановление и забирать свои копии этих документов.

необходимо при подписании протокола и постановления в протоколе и постановлении сделать запись, что с протоколом (постановлением) не согласен. Вторая задача: в протоколе написать: имеются свидетели, список к протоколу прилагается;

и приложить к протоколу лист А4 со списком свидетелей (Ф.И.О., адрес, сотовый телефон), которые подтвердят позицию правонарушителя. Срок привлечения к административной ответственности равняется 2 месяца (по некоторым делам до 2х лет), затянув рассмотрение дела - можно уйти от административной ответственности в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности.

Поэтому, при подписании протокола, и не подписав еще постановление о привлечении к административной ответственности - нарушитель может заявить ходатайство о том, что он хочет, чтобы его дело рассматривалось по месту его жительства.

При привлечении нарушителя к административной ответственности, нарушителю ПЕРЕД составлением протокола должны разъяснены его права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ «никто не обязан свидетельствовать против самого себя и своей семьи» и ст. 25.

1 КоАП РФ о том, какие права есть у нарушителя: права на обжалование куда и в какие сроки и т.д. Неразъяснение указанных прав является основанием для отмены постановления о привлечении к административной ответственности.

Определенный тип юристов говорит своим клиентам только то, что клиенты хотят услышать, а именно: «Да! Водительские права можно вернуть!» Остается только заплатить деньги «за юридическую консультацию», в которую входит перечисление номеров статей из КоАП РФ.

Юристы ООО «Капитал Групп» всегда говорят правду, какая бы она горькая не была: если протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности составлены правильно, в них нет отметки о несогласии, не указаны свидетели - оспорить эти документы очень сложно в суде, практически невозможно.

Никто из простых смертных в России не застрахован от фабрикации против себя дела об административном правонарушении. В последние годы фабрикации данных дел стали приобретать массовый характер. Злостное умаление прав граждан, инспекторами ДПС и судьями, увеличение различных злоупотреблений, сложившаяся незаконная правоприменительная практика свидетельствуют о необходимости отхода от традиционных и поиска новых действенных способов защиты прав автовладельцев. Несмотря на примитивность действующего законодательства граждане наделены большими возможностями защиты своих прав и преследованию фальсификаторов, чем последние по осуществлению административного преследования граждан. Однако законы нужно не только знать, но и уметь их своевременно применять. Врачи говорят: «Чем раньше начнешь лечиться, тем больше шансов остаться в живых». Схожий принцип действует и в праве. Данная публикация призвана находиться в автомобиле каждого уважающего свои права автовладельца.

Итак, всегда встречайте инспектора ДПС с включенным средством аудио и (или) видеозаписи. Запись следует производить скрытно. В протоколе об административном правонарушении сразу следует писать дежурные фразы: «ПДД РФ не нарушал, доказательства вины не представлены, а сфабрикованы, прошу составлять протокол только в присутствии моего защитника» , и больше ничего. Для убедительности своих доводов стоит позвонить в службу 911 и вызвать на место происшествия руководство территориального ОСБ, а также сфотографировать место происшествия. Впоследствии все это пригодится для расследования. Более смелые, могут в бланке объяснения написать заявление о совершенном инспектором ДПС преступлении и привлечении последнего к уголовной ответственности. Еще более смелые могут писать данное заявление часами, ибо сроки написания заявлений для автовладельцев законом не ограничены. Такое ограничение допустимо лишь федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Такая фальсификация административных материалов сопряжена с превышением должностных полномочий и в действиях фальсификатора содержатся два состава преступления, предусмотренные ст. 286 и ст. 292 УК РФ. Дабы не дать возможность инспектору ДПС уничтожить заявление, нужно написать в протоколе, что оно прилагается к протоколу.

Если эти превентивные меры не помогли и протокол составлен, необходимо немедленно перехватывать инициативу в свои руки. Пока сфабрикованные материалы не попали к мировому судье, в течение двух суток со дня фабрикации дела нужно написать и подать заявление о преступлении на имя начальника отдела ГИБДД в котором «трудится» фальсификатор. Это одно из главных условий пресечения вынесения обвинительного постановления мировым судьей. В заявлении требовать проведение проверки изложенных доводов и направления заявления вместе с материалами дела об административном правонарушении в следственный отдел следственного комитета РФ.

Ни в коем случае, нельзя пускать дело на самотек и наивно тешить себя иллюзией о том, что фабрикация будет доказана в суде. Вошедшая в водительский сленг поговорка: «Как инспектор дело сошьет, так судья и осудит», имеет право на истину. По делам связанным с лишением права управления транспортным средством, протокол об административном правонарушении направляется судье, в течение трех суток с момента составления (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ). Столько же времени отведено на проверку заявления о преступлении (ч. 1 ст. 144 УПК РФ). Заявление через аппарат начальника ГИБДД должно поступить в производство командиру строевого подразделения ДПС.

По некоторым категориям дел комбат процессуально не связан с инспекторами, тем не менее, в силу должностных обязанностей он обязан осуществлять контроль за деятельностью инспекторского состава. Во время проверки доводов заявления о преступлении, комбат не вправе передавать дело об административном правонарушении в суд. Поскольку в заявлении о совершенном преступлении идет речь о фабрикации административных материалов, то проверить доводы заявления отдельно от сфабрикованного дела невозможно. В связи с чем, комбат вынужден на время проведения проверки отложить передачу дела мировому судье.

Согласно п. 23 Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях (утв. Совместным приказом Генеральной Прокуратуры, МВД, МЧС, Минюста, ФСБ, Минэкономразвития, ФСКН России № 39/1070/1021/253/ 780/353/399 от 29.12.05г.), дежурный по подразделению ДПС (отделу ГИБДД) обязан зарегистрировать заявление в КУСП и выдать заявителю талон-уведомление. Это правило регистрации входящих заявлений в подразделения ГИБДД содержится и в пункте 248 Административного регламента (Утв. Приказом МВД РФ № 185 от 02. 03. 2009г.). Соблюдение этих правил означает, что заявление о преступлении попало в государственную статистику, и отделаться формальной отпиской не получится. По истечении 3-х суток, комбат обязан вынести постановление о направлении заявления о преступлении в территориальный следственный отдел следственного комитета РФ в порядке п. 3 ч. 1 ст. 145 и на основании п.п., а, п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ.

Если комбат не передал заявление с материалами сфабрикованного дела в следственный отдел, необходимо немедленно обжаловать его незаконное бездействие вышестоящему начальнику, либо прокурору в порядке ст. 124 УПК РФ. Сроки рассмотрения жалоб в порядке ст. 124 УПК РФ составляют трое суток. В исключительных случаях данные сроки могут быть продлены до 10 суток, о чем немедленно уведомляется заявитель. Если начальник комбата, либо прокурор не рассмотрели жалобу в течение суток, следует обжаловать их действия в порядке, предусмотренном ст. 124 УПК РФ вплоть до Генерального прокурора РФ. При неполучении основанного на законе постановления жаловаться на Генпрокурора и ко Президенту РФ. В таком же порядке стоит обжаловать незаконные действия и решения данных лиц.

Если комбат не рассмотрел заявление о преступлении и направил сфабрикованное дело в суд, то такое незаконное действие комбата также следует немедленно обжаловать его вышестоящему начальнику, либо прокурору в порядке ст. 124 УПК РФ. А пока до принятия дела судом к производству зарегистрировать в канцелярии судебного участка ходатайство о возвращении протокола вместе с делом в ОГИБДД. Верховный суд России разъяснил всем нижестоящим судьям, что протокол, не отвечающий ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ подлежит возврату для устранения недостатков. Очевидно, в сфабрикованном протоколе сфабрикованы и сведения. Поэтому сфабрикованный протокол не соответствует ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ. В ходатайство о возвращении протокола можно переделать поданное заявление о преступлении. Стоит приобщить к ходатайству копию талона-уведомления, сообщив помимо несоответствия протокола ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ о том, что в данное время проводится проверка по факту фабрикации административных материалов в порядке, предусмотренном ст. 141 – 144 УПК РФ.

Если мировой судья принял сфабрикованное дело к производству, необходимо немедленно подать жалобу на незаконные действия комбата в порядке ст. 125 УПК РФ в районный суд. В ответе на вопрос 16 Обзора законодательства и судебной практики за 4 квартал 2008 года Верховный суд РФ установил, что аналогия процессуальных норм допустима. Значит, ведение уголовного судопроизводства тоже является основанием для приостановления рассмотрения дела об административном правонарушении. Используя данное обстоятельство, следует заявить мировому судье ходатайство о приостановлении рассмотрения дела до вступления в законную силу постановления районного судьи. Затем, после приостановления рассмотрения сфабрикованного дела, следует немедленно написать заявление о прекращении рассмотрения жалобы на незаконные действия комбата. Рассмотрение жалобы в суде лишает возможности обжаловать незаконные действия в более упрошенном и эффективном порядке по административно-прокурорской линии. К тому же, если жалоба останется без удовлетворения, постановление судьи станет надежным прикрытием комбата вместе с подчиненными ему фальсификаторами. Кроме того, для приостановления вновь возобновленного рассмотрения сфабрикованного дела, можно повторно обращаться в районный суд и так до истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

Юрий Шулипа
Московское отделение ФАР

Представляя интересы своей управляющей компании в сфере ЖКХ расположенной в г. Домодедово при различных проверках, а так же работая по «синим» дорожным прегрешениям я волей - неволей, разработал, по моему мнению, довольно эффективный алгоритм защиты по делам об административных правонарушениях.

В результате чего, проверки Госжилинспекции, Отдела благоустройства и т.п. организаций, превратились для них в пустую трату времени. Результат виден на сайте Домодедовского городского суда и Мособлсуда (кому интересно дам ссылку).

По «синим» делам пока конечный результат не достигнут, но полагаю, что иду верной дорогой.

Приступая к работе по делу об административном правонарушении не важно в отношении кого «юрика» или" физика", следует четко осознавать, что доказывать, что кто-то чего-то не делал БЕССМЫСЛЕННО. Раз в протоколе написали совершил - значит совершил.

Защита в таких делах должна строиться исключительно на процессуальных нарушениях. Только по этим основаниям можно добиться прекращения дела или отмены постановления в вышестоящей инстанции.

Вопрос: КАКИМ ОБРАЗОМ, найти эти процессуальные «косяки» если протокол и все сопутствующие ему процессуальные документы выполнены безупречно?

Ответ: Нужно заставить должностное лицо или суд, при рассмотрении дела, совершать ошибки.

Для чего следует искать слабое звено в «правохоронительной» цепи и оно, по моему опыту, обязательно найдется. Такими звеньями являются судья, должностное лицо, аппарат судьи, почта.

Для достижения поставленной цели по поиску слабого звена следует, прежде всего, создать сумятицу, взбаламутьть процесс как можно сильнее.

Общая методика думаю, известна всем это путем заявлений как можно большего числа ходатайств о вызове свидетелей, истребования доказательств, назначений экспертиз, добиться как можно более большего числа отложений судебных заседаний.

Однако, само по себе число отложений погоды не сделает, для достижения нужного клиенту результата следует применять различные «финты ушами». Их несколько, одни применимы только к «юрикам» другие к «физикам» третьи носят универсальный характер и в комбинации с другими дают куда больший эффект.

Сегодня расскажу об одном - универсальном, я его называю «игра в четыре руки».

Суть его в следующем, в дело в качестве защитника вступает ваш помощник (только толковый), заявляет ходатайство о вызове кого-нибудь, истребовании чего нибудь. Короче говоря, его задача, любой ценой оложиться. Затем в дело вступает настоящий защитник, и ведет процесс уже как надо при этом затягивая его как можно дольше. Важно! Помощник в суде должен мелькнуть только ОДИН раз и уйти во мрак.

Цель, чем больше число отложений, тем больше вероятность, что сработает слабое звено -аппарат суда. Про первого защитника суд попросту забудет и не известит.

Результат, не нужное клиенту постановление подлежит безусловной отмене.

Личный опыт, у одной и той же мировушки трюк сработал два раза, из мрака защитник объявился пока только один раз, но судья районного суда, рассматривающий апелляционную жалобу, понимая, что произошло и не желая отменять постановление поддался панике и допустил дополнительный косяк, отказался восстановить срок обжалования не известив при этом моего клиента. Нарушения накапливаются.

Буду рад если кто-то из коллег применив данный финт ушами поделится затем своим результатом.

Об остальных финтах в следующих статьях.

P.S. при некоторых обстоятельствах, данный финт ушами применим и в гражданских делах.

Заказать судебное представительство в арбитражных и районных судах Заказать

В этой статье, как уже понятно из её заголовка, пойдет речь о том, как юридическому лицу избежать административной ответственности. Мы не берем здесь случаи, когда события административного правонарушения нет, и проверяющие ошиблись, то есть выписали штраф за мнимое правонарушение. В этом случае всем понятно, что надо доказывать факт того, что правонарушения никакого нет. У нас речь о том, когда событие правонарушения есть, но от ответственности хочется отвертеться. Как же это сделать?

  1. В некоторых случаях есть событие правонарушения, но нет вины правонарушителя.Статья 2.1. КоАП РФ гласит: «Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению». То есть, если у Вас не было возможности для соблюдения норм КоАП РФ, то Вы не виновны. Нет вины – нет штрафа.
  2. Поясним на примере. Есть в КоАП РФ такая статья 15.25 и в ней часть 4. В этой части установлена ответственность за то, что иностранный контрагент (не резидент)вовремя не перечисляет Вам деньги по международному контракту. Статья прямо скажем бред на бреде, мало того, что Ваш партнер нарушает договорные условия,так за это ещё и штраф от родного государства. Наверное, из-за таких статей нашу Думу прозвали ГосДурой. Но факт в том, что статья есть, и есть ответственность. Предположим, контрагент нарушил срок оплаты поставленных товаров.

    В этом случае Вы можете предъявите проверяющим те претензии и требования об оплате товара, которые Вы посылали иностранному партнеру. Если у Вас будут доказательства их отправки, то значит можно будет сказать, что всё, что от Вас завесило Вы сделали, на партнера иначе повлиять не можете, а, следовательно, и соблюсти данную норму не могли. Вот и получается, событие административного правонарушения есть, а вины нет.

    Для лучшей иллюстрации данного тезиса приведу в качестве ещё одного примера не давнее решение Арбитражного суда города Москвы. Кому интересно номер дела А41-14189/14 .

    Управляющие компании, а так же товарищества собственников жилья несут ответственность за нарушения ими правил содержания многоквартирных домов, ст. 7.22 КоАП РФ.Управляющую организацию оштрафовали на 40 000 рублей. В вентиляционном канале дома произошел засор, жители сообщили об этом в Управляющую организацию,но продолжительное время неполадка не была устранена, в результате чего Компания была привлечена к административной ответственности. В суде юристы ответчика указали, что семья, проживающая в квартире 98, техников не пускала,из-за чего вовремя устранить засор не удалось. Все остальные действия, в частности в других квартирах, предпринимались своевременно, о чем были составлены соответствующие Акты. Разумеется, факт обращения к собственникам квартиры 98 тоже был документально зафиксирован. Результатом дела стала констатация того факта, что вины в действиях Управляющей организации нет, а следовательно и к административной ответственности привлечь её нельзя.

  3. Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствии привлекаемого к административной ответственности лица и без его надлежащего уведомления.Отсутствие надлежащего уведомления стороны административного процесса – часто встречающееся на практике нарушение, которое ведет к отмене Постановления о привлечении к административной ответственности. Административные органы«прокалываются» на том, что сообщают о необходимости явиться для составления протокола по телефону, направляют факс с уведомлением о дате составления протокола, но забывают сохранить отчет об отправке факса, отправляют уведомление простым (не заказным) письмом (естественно доказать факт отправки и получения письма они в этом случае не могут). А иногда направляют и заказным письмом, и даже с уведомлением, но за 2 дня до составления протокола, то есть так, что письмо просто ну никак не может дойти за это время до адресата. А бывают и такие курьезные случае, когда юридическое лицо направляет в административный орган своего представителя, как правило юриста, для составления протокола, только в доверенности забывает прописать ряд полномочий,в частности на подписании протокола, дачи пояснений, а «проверяющее лицо» это не замечает, как итог, существенное нарушение, ведущее к закрытию дела по административному правонарушению.
  4. Малозначительность административного правонарушения. Виновное лицо не привлекается к административной ответственности, если правонарушение носит малозначительный характер.
  5. Малозначительность правонарушения имеет место тогда, когда правонарушение неоспоримо есть, весь его состав формально присутствует, но его совершение не повлекло никаких значимых общественно опасных последствий. Государственные органы по этому основанию от ответственности никогда не освобождают, а вот суды часто идут навстречу правонарушителям. Приведу два примера из судебной практики.

    Как известно, акционерные общества при создании обязаны в течении 30 дней с момента своей регистрации направить в Центральный Банк РФ решение и отчета о выпуске акций, нарушение этого срока ведет к штрафу в 500 000 рублей (ст. 15.17 КоАП РФ ). ЗАО "ОйлТрансСинтез"такое правонарушение совершило, но было освобождено от ответственности судом,так как это нарушение не представляет угрозы охраняемым общественным интересам с учетом того, что ЗАО работать на рынке не начало, имеет всего одного единственного акционера, чьи права никак нарушены быть не могли.

    Статья 15.13 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде штрафа в размере от 50 000 до 100 000 рублей за нарушение срока подачи декларации об объеме розничной продажи алкогольной продукции. Общество опоздало со сдачей отчетности на 1 день и получило 50 000 рублей штрафа. Указывая на малозначительность совершенного правонарушения, арбитражный суд отметил, что нарушение в 1 день государству и гражданам ущерба не причинило, направленность на совершение правонарушения отсутствовала. От штрафа Общество отбилось.

    Малозначительность понятие растяжимое, как ещё говорят, «оценочное», поэтому очень важно найти юриста, который смог бы убедить судью, вызвать у последнего «сочувствие» к проблемам организации.

  6. Как правило, привлечение виновного лица к административной ответственности происходит в ходе плановых и внеплановых проверок. Следовательно, нарушение проверяющими процедуры проведения проверки является основанием для отмены Постановления о привлечении к административной ответственности. Кажется, что проверка в ходе государственного или муниципального контроля и административное дело не связаны друг с другом – однако это не так, орган, проводящий проверку,может привлечь Вас к административной ответственности только при соблюдении требований, установленных Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
  7. Поэтому Вы можете легко разрушить в суде административное дело, если проверяющие допустили в своей работе ниже перечисленные ошибки:

  8. привлечение к административной ответственности произошло в ходе плановой проверки, которая не была указана в плане проведения проверок, размещенном в сети Интернет (на сайте соответствующего государственного органа);
  9. Вы не были уведомлены о начале плановой проверки за 3 рабочих дня до её начала.При этом важно подчеркнуть такое уведомление, это не звонок по телефону, а копия соответствующего приказа или распоряжения о начале проверки, врученная Вам под роспись или направленная заказным письмом с почтовым уведомлением. Что касается внеплановой проверки, то срок для уведомления по ней меньше – 24 часа до её начала;
  10. любые основания, позволяющие признать начало внеплановой проверки незаконным,например, проверка была начата по заявлению неустановленного лица (неизвестен адрес места жительства «жалобщика» или его фамилия, имя, отчество), отсутствует согласование о начале проверки с органами прокуратуры, отсутствует Приказ руководителя или его зама о начале проверки, и так далее;
  11. нарушены сроки проведения проверки, иначе говоря, проверка «затянулась» больше чем положено;
  12. после окончания проверки Вами не был получен Акт проверки или он получен несвоевременно и другие процедурные нарушения.
  13. Компетентные органы очень часто имеют проколы в своей работе, которые мы указали выше, и их вполне можно на этой поймать. Объем нашей статьи не позволяет указать всевозможные основания, связанные с процедурой проверкой, а их на самом деле намного больше. К примеру, судебная практика признает существенным нарушение мне уведомление филиала организации о начале проверки (если проводится проверка деятельности филиала), даже если сама организация, по основному юридическому адресу, была своевременна и надлежащим образом уведомлена. Разумеется, такие тонкости чиновника зачастую не знают или о них забывают.

  14. Ошибки административного органа при квалификации административного правонарушения. Зачастую государственные органы привлекают к административной ответственности, но при этом неправильно квалифицируют совершенное административное деяние. Например, Роспотребнадзор оштрафовал ООО, имеющую столовую, по ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правили гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Однако совершенное в столовой правонарушение квалифицируется по другой статьей КоАП РФ (ст. 6.6. КоАП РФ ) - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе, при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению. Результат неправильной квалификации совершенного административного правонарушения – признание Постановления о привлечении к административной ответственности незаконным.
  15. Наконец, в практике нашей юридической фирмы были и такие курьезные случаи,когда административный орган привлекал к административной ответственности за нарушение уже отмененных правил и норм.Например, по делу А68-4674/2013 , которое вели наши юристы, администрация гор.Тулы указала ООО «МТрейд» на нарушение последним пункта 8.2.2 . Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула, в то время, когда этот пункт был признан недействительным Решением Арбитражного суда Тульской области. В другом деле, в Арбитражном суде Тульской области, МЧС считало возможным привлекать к административной ответственности за нарушение Правил противопожарной безопасности, которые в момент их нарушения, ещё не вступили в законную силу.

В любом случае, Вам стоит помнить, Постановление о привлечении к административной ответственности необходимо оспаривать в течение 10 дней с момента его получения. Поэтому юридическую фирму или адвоката надо искать очень оперативно.По целому ряду статей КоАП РФ, административные органы обращаются в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности, в этом случае юридическую фирму можно поискать подольше, так как времени на такие поиски достаточно. Но в любом случае, не дерзайте выступать в суде самостоятельно, без юридической помощи квалифицированного специалиста, так как в административных делах очень много разных тонкостей. Впрочем, в этом Вы наверно уже убедились из нашей статьи.