В наше время кредиты являются очень востребованным и часто используемым финансовым продуктом на рынке банковских услуг. Число пользователей кредитными картами растет из месяца в месяц. Большой риск для кредиторов составляют недобросовестные заемщики, задерживающие платежи, либо вообще не возвращающие взятые в долг деньги. Бремя этих рисков ложится на плечи ответственных плательщиков, вынужденных покрывать подобные потери банков за счет высоких процентов по кредитам.
Для снижения риска кредитных организаций и создания более благоприятных условий благонадежным клиентам, практикуют анализ надежности заемщика на основе его кредитной истории. Она содержит информацию о фактах предоставления кредитов данному лицу ранее и выполнение им взятых обязательств. Это очень значимые сведения, на основе которых кредитным комитетом банка делается вывод о целесообразности сотрудничества с конкретным лицом, обратившимся за займом, а так же оценивается возможный риск.
С юридической точки зрения, сбор таких сведений о заемщиках должен иметь законные основания, чтобы не нарушать прав граждан на соблюдение конфиденциальности информации. С этой целью в 2004 году был принят соответствующий законодательный акт № 218-ФЗ о кредитных историях. Он призван обеспечить соблюдение законности и прав граждан, упорядочить и определить рамки выдачи информации, собранной в специализированных бюро.
Положения данного закона регулируют работу специальных организаций под общим названием Бюро кредитных историй (БКИ), имеющих лицензию на сбор, хранение и предоставление данных по кредитным историям. В документе определен порядок взаимоотношений между такими бюро, центральным каталогом кредитных историй (ЦККИ), заемщиками и кредиторами. Главной задачей такого регулирования является всестороннее обеспечение безопасности кредитных сделок.
Закон фз о кредитных историях в основном соблюдал все правовые нормы и требования и позволял решить большинство вопросов, включая и вопросы выдачи . Но в такой редакции в нем оставалось достаточно много противоречий, создающих проблемы и клиентам-заемщикам, и самим кредитным организациям. Наибольшую сложность в деятельности, регулируемой данным правовым актом, доставляло наличие массы ошибочных данных о клиентах и неоправданно большое число информационных бюро.
Заемщиками неоднократно отмечалось наличие о себе неправдивых или неточных сведений. Нередко отмечались ошибки в личных данных, искаженная или устаревшая информация. К примеру, не всегда своевременно отображалось погашение займа, и он продолжал числиться как незакрытый. При наличии двух десятков зарегистрированных БКИ, фактически пользовались услугами только нескольких. При этом неоднократно складывались ситуации, когда отсутствовала информация, необходимая для всесторонней оценки надежности заемщика, что не уменьшало число рисков для кредиторов.
Чтобы устранить спорные моменты, вытекающие из требований данного Закона, в котором говорится, в документ периодически вносились различные поправки для уточнения и дополнения прописанных норм. Значительно усовершенствованной его версией стал принятый в июне 2014 года Закон №189-ФЗ о кредитных историях с расширенной сферой деятельности и более четко прописанными ключевыми положениями, касающихся:
Нельзя сказать, что новый Закон решил все проблемы, существующие на отечественном кредитном рынке, чтобы знать, историю клиента. В выигрыше оказались банковские структуры и сознательные плательщики. Однако новые правила увеличили объемы работ БКИ, что неизменно приведет к удорожанию их услуг и росту соответствующих расходов для банков. В случае переадресации лишних затрат за счет клиентов, такие поправки вряд ли могут привести к удешевлению кредитных программ.
Федеральный закон «О кредитных историях» был принят еще в 2004 году. Поправки в него вносили на протяжении всего срока действия, серьезные и значимые изменения были внесены в него в июне 2014 года (наиболее значимые: расширены передаваемые данные, информация поступает также от МФО и кредитных кооперативов, не требуется согласие заемщика на передачу информации о нем, доступ получили работодатели). Последние, на данный момент, изменения датированы 30.12.2015 г.
Закон расшифровывает целый ряд понятий, в том числе что такое кредитная история , принципы ее формирования, использования и хранения. Раскрывается ее состав.
Отдельный блок в законе посвящен работе Бюро кредитных историй , в нем прописаны все механизмы от создания до ликвидации этих организаций, а также их совместная работа с различными государственными структурами, кредитными организациями и заемщиками. При этом за ними устанавливается контроль со стороны Банка России. Создается Центральный каталог кредитных историй , а также госреестр БКИ.
Важная цель федерального закона «О кредитных историях» - это защита всех участников процесса кредитования и в первую очередь заемщиков и кредиторов. Достичь цели поможет снижение кредитных рисков, которому в свою очередь, способствует информация, хранимая в бюро кредитных историй. Данные о качестве выполнения заемщиками взятых на себя обязательств будет обрабатываться, хранится и служить надежным оценочным показателем.
Дополнительные инструкции и правила инициирует Банк России.
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Развитие банковской системы в сторону глобализации и унификации стало причиной необходимости появления в России бюро кредитных историй и документа, который регулирует их деятельность закона «О кредитных историях».
Ключевой целью создания этого документа стала оценка качества выполнения клиента взятых на себя обязательств и фиксирования сферы взаимоотношения, различных субъектов рынка кредитования.
Закон «О кредитных историях» описывает правовые нормы создания и функционирования Бюро кредитных историй (БКИ), отношения между заемщиком и кредитором, в части подачи информации о клиенте и кредитных договорах, которые он заключил.
Документ устанавливает:
Данный закон является ключевым документом, который позволяет банкам оценивать риск конкретного заемщика и распределять, диверсифицируя кредитный портфель, формировать собственные резервы.
В статье 2 представленного документа определяется сфера применения документа, а именно:
Документ состоит из следующих глав:
Данный документ характеризует отношения между такими субъектами хозяйствования:
Описание правоотношений, возникающих между представленными субъектами хозяйствования, отображены в таблице.
Отношения между субъектами | Суть правоотношений | Статьи законы которые регулируют |
Заемщик — кредитор | Получение кредитором от заемщика информации, для проверки кредитной истории и подачи в БКИ | статья 6 ч. 9-12, статья 5 |
Кредитор — БКИ | Предоставление кредитору информации для составления кредитной истории и передача БКИ подлинного экземпляра кредитной истории заемщика | статья 6 |
Получение кредитором отчета конкретного заемщика; | статья 6 ч. 12 | |
ЦККИ-кредитор; ЦККИ-заемщик | Предоставление ЦККИ кредитору и заемщику данных о БКИ | статья 8 ч.1, статья 13 |
ЦККИ — БКИ | Получение ЦККИ от БКИ кредитной истории и кода заемщика; | статья 10 |
Получение ЦККИ титульной части отчета | статья 6 | |
Временное хранение информации от БКИ, при ее реорганизации или ликвидации | статья 12,13 | |
Получение от БКИ данных о аннулировании данных представленных в кредитной истории клиента | статья 7, 10, 13 | |
БКИ — заемщик | Получение заемщиком от БКИ данных о собственной кредитной истории; | статья 6 ч.1, статья 8 ч. 2 |
Оспаривание данных, которые отображены в кредитной истории клиента; | статья 8 | |
ФС ФР России | Контроль и надзор над работой БКИ; | статья 14 |
Проведение реорганизации и ликвидации БКИ; | статья 12 | |
Внесение БКИ в государственный реестр | статья 15 |
Все субъекты в совокупности осуществляют процесс кредитования с минимальными рисками и позволяют поддержать стабильность банковской системы.
Документ был принят еще в 2004 году. С того времени были внесены поправки и изменения, которые были позитивно приняты как кредиторами, так и заемщиками, государственными органами.
Несмотря на это, осталось достаточное количество спорных моментов:
Основными и наиболее существенными изменениями, которые были внесены в 2014 году, стали:
Последние два пункта начнут действовать только в начале весны 2015 года.
Закон «О кредитных историях» является ключевым документом, который регулирует взаимодействие всех участников рынка кредитования.
Детальный анализ закона даст возможность заемщику быть осведомленным о процессе передачи персональных данных, предотвратить и быть готовым к возможным нежелательным ситуациям при подаче заявки на ссуду.
Закон выполняет колоссальную функцию и позволяет банку регулировать кредитные риски с целью поддержания общей стабильности банковской системы.
Относительно недавно такое понятие, как «кредитные истории» вошло в обиход банковских структур, государственных органов и российских граждан, что напрямую связано с ситуацией образования все больше неплатежеспособных заемщиков в области любого кредитования. Уже в 2004году был принят Федеральный закон о кредитных историях , целями которого являются создание и определение условий для обработки, формирования, хранения и раскрытия бюро кредитных историй, сведений и информации, фиксирующих своевременность исполнения заемщиком своих обязательств по договору займа. Также целью закона является защита кредиторов и заемщиков в их отношениях за счет повышения эффективности работы кредитных организаций и общего снижения кредитных рисков. Область кредитования тесно связана с большим количеством нормативно-правовых актов, такими, как Гражданский кодекс РФ, закон об ипотеке , закон о банкротстве , а также законом о кредитных историях, который содержит в своей структуре 7 глав и 20 статей.
Глава 1 закона о кредитных историях представляет собой общие положения документа. Статьями 1-3 законодательного акта определяется предмет и цели его регулирования, а также сфера непосредственного применения. Кроме того, статьей 3 фиксируются основные понятия, используемые в обсуждаемой области, так даны определения терминам: кредитная история, договор займа, кредитный отчет, источник формирования кредитной истории, субъект кредитной истории, бюро кредитных историй, пользователь кредитной истории, Центральный каталог кредитных историй, субъект кредитной истории и государственный реестр бюро кредитных историй.
Все вопросы относительно содержания и области применения кредитных историй регламентируют статьи главы 2. Так, содержание кредитной истории регулируется статьей 4, предоставления информаций в соответствующее бюро – статьей 5, предоставление кредитного отчета, формы хранение и защиты информации, а также права субъектов кредитной истории – статьями 6-8 настоящего документа. Глава 3 определяет основные положения бюро кредитных историй, в том числе статьями 9-10 зафиксированы права и обязанности организаций такого типа. Формы ликвидации и реорганизации бюро кредитных историй регулируется статьей 11, передача информации из ликвидируемых бюро осуществляется в соответствии с нормами статьи 12 закона.
Статьей 13 главы 4 устанавливаются цели создания центрального каталога кредитных историй, также регулируются условия хранения и обработки информации в таких каталогах. Государственный надзор и контроль за деятельностью бюро кредитных историй осуществляется согласно содержанию статей 14-17, где непосредственно регулируется надзор и контроль этого вида, устанавливается деятельность государственного реестра бюро кредитных историй и ответственность бюро. Помимо этого, регламентируется соблюдение служебной, банковской, коммерческой и налоговой тайны должностными лицами, уполномоченными на то государственными органами.
Переходное положение закона о кредитных историях установлено статьями главы 6, статьями 18 – 19 определены порядок включения в кредитные истории информации по договорам займа, в тот день, когда закон вступит в законную силу и особенности осуществления деятельности бюро кредитных историй, всвязи с вступлением в силу настоящего документа в силу. Глава 7 устанавливает заключительные положения, регулируя вступления в силу данного закона.
Скачать закон о кредитных историях
Кредитная история для многих стала именно тем препятствием, которое делает невозможной необходимую покупку или же взятие ссуды для определенных целей. В бюро кредитных историй собрана абсолютно вся информация, касающаяся ваших действий с финансами, будь то кредит наличными, покупка товара в рассрочку или же оформление быстрого микрозайма. Поэтому узнав о том, что закон о кредитных историях в 2017 году может измениться, потребителям стало интересно узнать, что же их ожидает.
Федеральный закон 218, вступивший в силу в предпоследний день 2004 года, регулирует порядок формирования КИ, а также состав тех данных, которые в нее входят. Спустя более 10 лет, 28 июня 2014 года, в него были внесены определенные изменения, вступившие в силу первого марта 2015 года. Цель данного ФЗ – повысить безопасность и минимизировать риски как тех, кто дает деньги в долг, так и тех, кто выданными кредитами пользуется.
Кроме того, все внесенные изменения были направлены на увеличение эффективности деятельности кредитных организаций, кооперативов, МФО и т.п. Для этого было предложено вносить в данные КИ не только информацию о том, насколько добросовестно физические лица выполняют свои обязательства по взятым кредитам, но и некоторые другие моменты, касающиеся, в том числе, и юридических лиц:
Закон о кредитных историях 2015, со всеми его дополнениями и изменениями, в окончательно принятом виде просуществовал относительно недолго – уже через 15 месяцев в него снова были внесены поправки.
Изменения в законе о кредитных историях, принятые в июне 2016 года, коснулись нескольких пунктов. Так, утверждена новая трактовка понятия «субъект кредитной истории» - с момента принятия правок под определение попадает физ- или юрлицо, которое соответствует одному из определений:
Главнее отличие внесенных изменений касается того, что в соответствии с Законом о кредитах и должниках 2016 заемщик, который участвует в накопительно-ипотечной системе по программе жилобеспечения военнослужащих, не является субъектом кредитной истории.
Кроме того, согласно внесенным правкам, закрытая информационная часть кредитной истории может быть предоставлена по требованию суда, в котором рассматривается дело конкретного физического или юридического лица.
С первого января этого года в силу вступил новый закон о кредитных историях, а точнее – все тот же закон о кредитных историях, но вновь с дополнениями и уточнениями. Так, главное отличие от Федерального закона 218 о кредитных историях новая редакция отличается тем, что теперь необязательно в титульной части КИ указывать СНИЛС. Такие изменения вызваны тем, что ряд граждан не имеют возможности предоставить страховой номер, в частности, некоторые самозанятые граждане и те, кто подлежит ведомственному пенсионному обеспечению, не имеют их вовсе. Поэтому, в соответствии с новым законом о кредитных историях, СНИЛС будет указываться только в том случае, если субъект кредитной истории его где-либо указывал.
Следует отметить, что принятые изменения были вызваны необходимостью упорядочить базу кредитных историй. К сожалению, согласно установленной ранее схеме, когда потребительский кредит выдавался только лишь по предъявлению паспорта, у отдельных лиц могло быть несколько кредитных историй: смена паспорта по его утере или любой другой причине подразумевала и смену номера документа, а значит – новый кредит формировал КИ уже как бы на нового человека. С одной стороны, требование предоставления СНИЛС должно было решить эту проблему и объединить все данные о взятых кредитах одним лицом в единое целое. Однако столкнувшись на практике с проблемами, описанными выше, данная поправка была признана недоработанной и отменена. Напомним, в соответствии с 218-ФЗ «О кредитных историях» СНИЛС для получения кредита не требовался.
Специалисты считают, что дополнение к принятому 30.12.2004 №218-ФЗ «О кредитных историях» о СНИЛС могло бы минимизировать случаи получения кредитов и микрозаймов по поддельным документам, так как подделать и паспорт, и СНИЛС одновременно практически невозможно.
Закон о кредитных историях 2017 предусматривает внесение всего лишь двух пунктов, отсутствовавших ранее:
Важно понимать, что помимо информационной части, в КИ содержатся и другие данные, которые могут как стать препятствием на пути к получению потребительского кредита, так и помочь в данном вопросе. Поэтому в интересах субъекта, планирующего взять кредит или микрозайм, сразу же давать согласие на получение всех данных.
ФЗ о кредитных историях регулирует порядок работы бюро, занимающиеся сбором информации о выполнении кредитных обязательств гражданами РФ. Так, БКИ имеет право:
Закон о кредитной истории содержит достаточно большое количество пунктов, охватывающих все стороны кредитной деятельности. В нем предусмотрено изложение как прав, так и обязанностей всех сторон, а потому все споры, возникающие на разных этапах сотрудничества между кредиторами и кредитованными лицами по любым вопросам, должны решаться исключительно в соответствии с изложенными в нем положениями.