Бессоюзное сложное предложение
Выясните, какие предложения простые, а какие сложные.
Диктант с буквенным обозначением
Искры полетели огненной метелью избы загорелись.
Дубровский вышел из комнаты сел в коляску и поскакал.
Тронутый преданностью старого кучера Дубровский замолчал.
Пробудился воздух свежие ветерки взвихрились над тайгою.
Валить на товарища собственную вину подлость в кубе.
Вдруг я чувствую кто-то берет меня за плечо и толкает.
Проверка
Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.
Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
Валить на товарища собственную вину – подлость в кубе.
Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
С-П-П-С-П-С
Ель хороша только при сильном солнечном свете потому что тогда ее чернота просвечивает самой густой и сильной зеленью.
Разд..ется выстрел а волк прод..лжает бежать.
Тихо стоит еловый бор на пригорке и ветер не шелохнет даже листочка м..л..дых осинок и березок.
Множество т..мноватых тучек с неясно обрисованными краями расп..лзались по бледно-голубому небу и довольно крепкий ветер непрерывно мчался, не разг..няя зноя.
Ель хороша только при сильном солнечном свете, потому что тогда ее чернота просвечивает самой густой и сильной зеленью. (СПП, причина)
Разд..ется выстрел, а волк прод..лжает бежать.
(ССП, противопоставление)
Тихо стоит еловый бор на пригорке, и ветер не шелохнет даже листочка м..л..дых осинок и березок. (ССП, одновременность действий)
Множество т..мноватых тучек с неясно обрисованными краями расп..лзались по бледно-голубому небу, и довольно крепкий ветер непрерывно мчался, не разг..няя зноя. (ССП, последовательность действий)
Вывод: В отношениях между простыми предложениями в составе ССП и СПП принимают участие союзы, поэтому здесь смысловые отношения достаточно четкие и определенные.
Ель хороша только при сильном солнечном свете: ее чернота просвечивает самой густой и сильной зеленью. (БСП, причина)
Разд..ется выстрел - волк прод..лжает бежать.
(БСП, противопоставление)
Тихо стоит еловый бор на пригорке, ветер не шелохнет даже листочка м..л..дых осинок и березок. (БСП, одновременность действий)
Множество т..мноватых тучек с неясно обрисованными краями расп..лзались по бледно-голубому небу; довольно крепкий ветер непрерывно мчался, не разг..няя зноя. (БСП, последовательность действий)
Вывод: Точка с запятой ставится, если смысловые отношения между частями БСП со значением последовательности и одновременности более свободные или эти части распространены и имеют внутри себя запятые.
; или,
Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысцой.
Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами длинные висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит как боец подле красивой липы.
(И. Тургенев)
ПРОВЕРКА
Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысцой.
Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.
(И. Тургенев)
Алгоритм выявления предложений с, и;
Разбить сложные предложения на простые.
Определить смысловые отношения между ними
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
ОДНОВРЕМЕННОСТЬ
ДРУГИЕ СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
- или:
, или;
Вывод: Точка с запятой ставится, если смысловые отношения между частями БСП со значением последовательности и одновременности более свободные или эти части распространены и имеют внутри себя запятые.
Cлайд 1
БЕССОЮЗНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ по материалам учебника Русский язык. 9 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта, - М.:Дрофа, 2008 Составила учитель русского языка и литературы Корзунова Ж.В.Cлайд 2
Cлайд 3
Cлайд 4
Cлайд 5
Cлайд 6
Cлайд 7
Cлайд 8
Cлайд 9
Cлайд 10
«Бессоюзное сложное предложение урок» - Сосна дерево долговечное. В каком предложении ставится тире? Нравится рисовать рисуй на здоровье. Степь как море. Посмотрит рублем подарит. Воздух чист и прозрачен трава блестит изумрудами. Бледно-голубое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали, то исчезали. Расставить и объяснить знаки препинания в тексте.
«Сложно-бессоюзные предложения» - Цель: На улице проливной дождь выйти невозможно. Найдите «третье лишнее». (В13, В6). Вид контроля: самоконтроль. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Гриши. Анализ выразительных средств текста (А7, В8).
«Бессоюзные предложения» - Сочинение-рассуждение «Нужны ли бессоюзные сложные предложения?». Путешественники спешили: в горах ночь наступает быстро. : [поясняет]. Урок-практикум по теме «Бессоюзные сложные предложения». Приведите аргументы, доказывая свою точку зрения. Работа с поэтическим текстом. Тест: Эпиграф (тезис). Запятая и точка с запятой в БСП.
«Бессоюзное предложение урок» - Замри и услышишь: на Синей горке сосняк потянулся навстречу заре. Какую роль играют БСП в тексте? На уроке мы обобщили все изученное о бессоюзных сложных предложениях. Задание: исправь ошибку. Грянул гром – по дебрям влажным эхо резко засмеялось. Расстановка знаков препинания в БСП. Какие знаки препинания ставятся в бессоюзном сложном предложении?
«Двоеточие в бессоюзном сложном предложении» - До отправления поезда оставалось пять минут. 2) Я понимаю. Д) Решетом воду мерить время потерять. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Практические задания. Ветер достиг восьми баллов. Успеть к теплоходу нельзя. 3) Выходить в море никто не решался.
«Тире в бессоюзном предложении» - Практические задания. Д) Останешься на заводе доверю большую работу. Топить нечем. 2) В кино хотел сходить. Тире необходимо поставить в бессоюзном сложном предложении. За ночь все отдохнули, поэтому можно было двигаться дальше. Когда дождь кончился, мы отправились в путь. А) В селе было тихо избы темны.
Всего в теме 10 презентаций
Слайд 2
создать условия для повторения и закрепления материала о бессоюзном сложном предложении; формирование навыков пунктуационной грамотности учащихся путём сравнивания и обобщения наблюдений над ролью бессоюзных сложных предложений в художественном тексте; привитие любви к родному языку, к чтению художественной литературы.
Слайд 3
Бессоюзные сложные предложения широко используются в произведениях художественной литературы
Слайд 4
Слайд 5
Перечисление фактовВ лесу весело и беззаботно поют птицы, над цветами летают бабочки ; ; . - перечисление фактов, предложения распространены, внутри уже могут быть знаки препинанияКусты орешника разрослись по берегам ручья; к воде склонили свои жёлтые головки цветы купальницы; воздух наполнен запахами лета.
Слайд 6
: [причина].Путешественники спешили: в горах ночь наступает быстро. : [поясняет].Погода была ужасная: ветер вырывал кусты и молодые деревья с корнем. : [дополняет].Павел почувствовал: чья-то рука легла ему на плечо. : Путешественники смотрели на восток: над горизонтом медленно поднималось ярко-красное солнце
Слайд 7
Противопоставление Все ожидали увидеть его на балу - он бросил всё неожиданно и уехал в дальнюю деревню. [время, условие] - .Придёт отец - поедем на выставку. - [вывод, следствие].Ласточки летают низко над землёй - жди дождя. - [быстрая смена событий]. Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
Слайд 8
В поле чистом с..р..брит(?)ся Снег в..лнистый и р..бой Светит месяц тройка мчит(?)ся По дороге столбовой. Пой в часы дорожной скуки На д..роге в тьме н..чной Сла..ки мне родные звуки Звонкой песни удалой А.С. Пушкин
Слайд 9
Какова роль тире в предложении:Высоко над нами зашумел ветер - предвестник бури.а) разделяет подлежащее и сказуемое;б) обозначает пропуск члена предложения;в) разделяет части БСП;г) отделяет предложение. Укажите, почему стоит тире в предложении:Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы.а) содержание одного предложения сопоставлено другому;б) предложения рисуют быструю смену событий;в) второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении
Слайд 10
3. Объясните, почему стоит двоеточие в БСП: Перебрав по пальцам знакомые сёла, я обнаружил: они все стояли на реке. а)второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом;б) второе предложение распространяет один из членов первого предложения;в) второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание. 4. Какое утверждение является неверным:а) в БСП простые предложения связываются в устной речи интонациейб) смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений.в) знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями.
Слайд 11
Приведите аргументы, доказывая свою точку зрения. Желаю удачи, терпения и творческого вдохновения!
Посмотреть все слайды