Урок по бсп с презентацией. Презентация на тему "бессоюзные сложные предложения - практика "

03.11.2021

Слайд 1

Бессоюзное сложное предложение

Слайд 2

Выясните, какие предложения простые, а какие сложные. Диктант с буквенным обозначением Искры полетели огненной метелью избы загорелись. Дубровский вышел из комнаты сел в коляску и поскакал. Тронутый преданностью старого кучера Дубровский замолчал. Пробудился воздух свежие ветерки взвихрились над тайгою. Валить на товарища собственную вину подлость в кубе. Вдруг я чувствую кто-то берет меня за плечо и толкает.

Слайд 3

Проверка
Искры полетели огненной метелью, избы загорелись. Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал. Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал. Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою. Валить на товарища собственную вину – подлость в кубе. Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
С-П-П-С-П-С

Слайд 4

Ель хороша только при сильном солнечном свете потому что тогда ее чернота просвечивает самой густой и сильной зеленью. Разд..ется выстрел а волк прод..лжает бежать. Тихо стоит еловый бор на пригорке и ветер не шелохнет даже листочка м..л..дых осинок и березок. Множество т..мноватых тучек с неясно обрисованными краями расп..лзались по бледно-голубому небу и довольно крепкий ветер непрерывно мчался, не разг..няя зноя.

Слайд 5

Ель хороша только при сильном солнечном свете, потому что тогда ее чернота просвечивает самой густой и сильной зеленью. (СПП, причина) Разд..ется выстрел, а волк прод..лжает бежать. (ССП, противопоставление) Тихо стоит еловый бор на пригорке, и ветер не шелохнет даже листочка м..л..дых осинок и березок. (ССП, одновременность действий) Множество т..мноватых тучек с неясно обрисованными краями расп..лзались по бледно-голубому небу, и довольно крепкий ветер непрерывно мчался, не разг..няя зноя. (ССП, последовательность действий) Вывод: В отношениях между простыми предложениями в составе ССП и СПП принимают участие союзы, поэтому здесь смысловые отношения достаточно четкие и определенные.

Слайд 6

Ель хороша только при сильном солнечном свете: ее чернота просвечивает самой густой и сильной зеленью. (БСП, причина) Разд..ется выстрел - волк прод..лжает бежать. (БСП, противопоставление) Тихо стоит еловый бор на пригорке, ветер не шелохнет даже листочка м..л..дых осинок и березок. (БСП, одновременность действий) Множество т..мноватых тучек с неясно обрисованными краями расп..лзались по бледно-голубому небу; довольно крепкий ветер непрерывно мчался, не разг..няя зноя. (БСП, последовательность действий) Вывод: Точка с запятой ставится, если смысловые отношения между частями БСП со значением последовательности и одновременности более свободные или эти части распространены и имеют внутри себя запятые.

Слайд 7

; или,
Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысцой. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами длинные висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит как боец подле красивой липы. (И. Тургенев)

Слайд 8

ПРОВЕРКА
Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысцой. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И. Тургенев)

Слайд 9

Алгоритм выявления предложений с, и;
Разбить сложные предложения на простые. Определить смысловые отношения между ними
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОДНОВРЕМЕННОСТЬ
ДРУГИЕ СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
- или:
, или;
Вывод: Точка с запятой ставится, если смысловые отношения между частями БСП со значением последовательности и одновременности более свободные или эти части распространены и имеют внутри себя запятые.

Cлайд 1

БЕССОЮЗНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ по материалам учебника Русский язык. 9 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта, - М.:Дрофа, 2008 Составила учитель русского языка и литературы Корзунова Ж.В.

Cлайд 2

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ЗАПЯТАЯ И ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ Схема предложения. Смысловые отношения Чем можно заменить знак в БСП Примеры , . Перечисление фактов и Луна сияла, июльская ночь была тиха. […]; […]. Перечисление фактов и Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал.

Cлайд 3

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ДВОЕТОЧИЕ Схема предложения. Смысловые отношения Чем можно заменить знак в БСП Примеры : [причина ]. потому что Вдруг потемнело: набежала на солнце туча. : [пояснение ]. а именно Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы. : [дополнение]. что Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

Cлайд 4

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ТИРЕ Схема предложения. Смысловые отношения Чем можно заменить знак в БСП Примеры - . противопоставление а Лето припасает – зима поедает. [время ] - . когда Кончил дело – гуляй смело. [условие] - . если Посеешь ветер – пожнешь бурю.

Cлайд 5

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ТИРЕ Схема предложения. Смысловые отношения Чем можно заменить знак в БСП Примеры - [вывод, следствие]. так что Дети стали большими – им надо серьезно учиться. - . Быстрая смена событий Раздался выстрел – зверь упал. - [сравнение ]. как, словно, будто Скажет слово – соловей запоет.

Cлайд 6

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении В одном предложении могут совмещаться разные значения: условия и времени; следствия и быстрой смены действия и т.д. Ворона каркнула во всё воронье горло: сыр выпал – с ним была плутовка такова. (причина и следствие) На основе материалов к Н. В. Егоровой к учебнику «Русский язык. 9 кл.»

Cлайд 7

Тренировочные упражнения На основе пособия «Справочник школьника, 5-11 классы: Русский язык. Литература. История Отечества. Английский язык / Под общей ред. О. Л. Соболевой. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2003 Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Определите тип сложного предложения. Не бывать бы счастью _ да несчастье помогло (посл.). Либо я всё устрою по-прежнему _ либо я его на дуэль вызову (И. Тургенев). Лес _ в который мы вступили _ был чрезвычайно стар (И. Тургенев). Кто говорит, тот сеет _ кто слушает, тот собирает (А. Пушкин). Выхожу один я на дорогу _ сквозь туман кремнистый путь блестит _ ночь тиха (М. Лермонтов).

Cлайд 8

Тренировочные упражнения На основе пособия «Справочник школьника, 5-11 классы: Русский язык. Литература. История Отечества. Английский язык / Под общей ред. О. Л. Соболевой. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2003 6. Красный свет камина трепетал на полу, на зеркалах, на потолке _ длинные причудливые тени от пальм дрожали и перепутывались (А. Куприн). 7. Солнце светит одинаково всем _ и человеку, и зверю, и деревцу (М. Пришвин). 8. Я доверяю любящим _ они великодушны (К. Паустовский). 9. Я помню чудное виденье _ передо мной явилась ты (А. Пушкин). 10. Люди вели себя по-разному _ одни беспокойно оглядывались, другие словно застыли. Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Определите тип сложного предложения.

Cлайд 9

Тренировочные упражнения На основе пособия «Справочник школьника, 5-11 классы: Русский язык. Литература. История Отечества. Английский язык / Под общей ред. О. Л. Соболевой. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2003 11. Обычай мой такой _ с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой (И. Крылов). 12. Кошки дерутся _ мышам раздолье (посл.). 13. Солнце дымное встает _ будет день хороший (А. Твардовский). 14. Придет вечер _ обо всем поговорим. 15. Ты запела песню светлую _ словно колокольчики звенят! 16. Добро творишь _ себя возвышаешь, зло творишь _ себя унижаешь (посл.) Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Определите тип сложного предложения.

Cлайд 10

«Бессоюзное сложное предложение урок» - Сосна дерево долговечное. В каком предложении ставится тире? Нравится рисовать рисуй на здоровье. Степь как море. Посмотрит рублем подарит. Воздух чист и прозрачен трава блестит изумрудами. Бледно-голубое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали, то исчезали. Расставить и объяснить знаки препинания в тексте.

«Сложно-бессоюзные предложения» - Цель: На улице проливной дождь выйти невозможно. Найдите «третье лишнее». (В13, В6). Вид контроля: самоконтроль. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Гриши. Анализ выразительных средств текста (А7, В8).

«Бессоюзные предложения» - Сочинение-рассуждение «Нужны ли бессоюзные сложные предложения?». Путешественники спешили: в горах ночь наступает быстро. : [поясняет]. Урок-практикум по теме «Бессоюзные сложные предложения». Приведите аргументы, доказывая свою точку зрения. Работа с поэтическим текстом. Тест: Эпиграф (тезис). Запятая и точка с запятой в БСП.

«Бессоюзное предложение урок» - Замри и услышишь: на Синей горке сосняк потянулся навстречу заре. Какую роль играют БСП в тексте? На уроке мы обобщили все изученное о бессоюзных сложных предложениях. Задание: исправь ошибку. Грянул гром – по дебрям влажным эхо резко засмеялось. Расстановка знаков препинания в БСП. Какие знаки препинания ставятся в бессоюзном сложном предложении?

«Двоеточие в бессоюзном сложном предложении» - До отправления поезда оставалось пять минут. 2) Я понимаю. Д) Решетом воду мерить время потерять. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Практические задания. Ветер достиг восьми баллов. Успеть к теплоходу нельзя. 3) Выходить в море никто не решался.

«Тире в бессоюзном предложении» - Практические задания. Д) Останешься на заводе доверю большую работу. Топить нечем. 2) В кино хотел сходить. Тире необходимо поставить в бессоюзном сложном предложении. За ночь все отдохнули, поэтому можно было двигаться дальше. Когда дождь кончился, мы отправились в путь. А) В селе было тихо избы темны.

Всего в теме 10 презентаций

Слайд 2

Цели:

создать условия для повторения и закрепления материала о бессоюзном сложном предложении; формирование навыков пунктуационной грамотности учащихся путём сравнивания и обобщения наблюдений над ролью бессоюзных сложных предложений в художественном тексте; привитие любви к родному языку, к чтению художественной литературы.

Слайд 3

Эпиграф (тезис)

Бессоюзные сложные предложения широко используются в произведениях художественной литературы

Слайд 4

Слайд 5

Запятая и точка с запятой в БСП

Перечисление фактовВ лесу весело и беззаботно поют птицы, над цветами летают бабочки ; ; . - перечисление фактов, предложения распространены, внутри уже могут быть знаки препинанияКусты орешника разрослись по берегам ручья; к воде склонили свои жёлтые головки цветы купальницы; воздух наполнен запахами лета.

Слайд 6

Двоеточие в БСП

: [причина].Путешественники спешили: в горах ночь наступает быстро. : [поясняет].Погода была ужасная: ветер вырывал кусты и молодые деревья с корнем. : [дополняет].Павел почувствовал: чья-то рука легла ему на плечо. : Путешественники смотрели на восток: над горизонтом медленно поднималось ярко-красное солнце

Слайд 7

Тире в БСП

Противопоставление Все ожидали увидеть его на балу - он бросил всё неожиданно и уехал в дальнюю деревню. [время, условие] - .Придёт отец - поедем на выставку. - [вывод, следствие].Ласточки летают низко над землёй - жди дождя. - [быстрая смена событий]. Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

Слайд 8

Работа с поэтическим текстом

В поле чистом с..р..брит(?)ся Снег в..лнистый и р..бой Светит месяц тройка мчит(?)ся По дороге столбовой. Пой в часы дорожной скуки На д..роге в тьме н..чной Сла..ки мне родные звуки Звонкой песни удалой А.С. Пушкин

Слайд 9

Тест:

Какова роль тире в предложении:Высоко над нами зашумел ветер - предвестник бури.а) разделяет подлежащее и сказуемое;б) обозначает пропуск члена предложения;в) разделяет части БСП;г) отделяет предложение. Укажите, почему стоит тире в предложении:Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы.а) содержание одного предложения сопоставлено другому;б) предложения рисуют быструю смену событий;в) второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении

Слайд 10

3. Объясните, почему стоит двоеточие в БСП: Перебрав по пальцам знакомые сёла, я обнаружил: они все стояли на реке. а)второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом;б) второе предложение распространяет один из членов первого предложения;в) второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание. 4. Какое утверждение является неверным:а) в БСП простые предложения связываются в устной речи интонациейб) смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений.в) знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями.

Слайд 11

Сочинение-рассуждение «Нужны ли бессоюзные сложные предложения?»

Приведите аргументы, доказывая свою точку зрения. Желаю удачи, терпения и творческого вдохновения!

Посмотреть все слайды